Анатолий Криволап и Мария Примаченко: народная картина
Новый выставочный проект
Цвет является универсальной составляющей украинского космоса. Начиная с желтогорячей глины трипольской керамики, через золото, на фоне которого переливаются всеми оттенками мозаики Софии Киевской, он стал главным средством художественной выразительности в эпоху барокко и остается таким по сей день. Цвет присутствует везде - в пейзаже, в музыке, в живописи. В последней он достигает знакового уровня. Современное украинское искусство пользуется цветом раскованно и свободно, выбирая противовес северной аскезе концептуализма южную полноту трансавангарда.
«В живописи существует немало законов, но взять чистые краски, что почти кричат, и сделать так, чтобы они идеально совпадали - для этого нужно было найти какие-то нестандартные подходы. Меня всегда завораживали яркие цвета и я понял, что нужно приложить усилия, чтобы справиться с такой задачей. Важность цвета интуитивно чувствует народное искусство, в частности украинское, в котором очень часто сочетаются открытые яркие цвета» - последнее наблюдение Анатолия Криволапа и является тем мотивом, который пронизывает проект. Среди художников, составивших эпоху в истории украинского искусства, ведущее место принадлежит Марии Приймаченко. Подлинный масштаб этой личности, значение которой выходит далеко за пределы народной культуры, начинает проступать только сейчас, только сейчас приходит осознание соразмерности творчества великого мастера с поисками ведущих художников прошлого века. Главным формообразующим фактором работ Приймаченко является цвет. Нужно ли искать сходство между цветом Приймаченко и цветом Криволапа. Оба скорее очерчивают границы воображаемого пространства, способного вместить другие художественные явления, которые за недостатком места невозможно показать в рамках одного проекта. Направляя взгляд в направлении, указанном ими, мы увидим на выставке народные картины - образцы культуры, которые хранятся в фондах Музея Ивана Гончара.