Новый Royksopp и другие видные альбомы недели
Завершающие главу скандинавы, «продвинутый Джеймс Блейк» из Берлина и выдающаяся пластинка Дина Бланта.
Royksopp ‘The Inevitable End’ (Wall Of Sound)
Всем известно: Royksopp объявили нынешний диск последним в карьере. То есть, они не заканчивают, будут продолжать выпускать музыку в других форматах (синглы, ипишки?), однако с лонгплеями в традиционном понимании покончено. Вроде бы ничего страшного, учитывая, что альбомный хронометраж в наше время уже абсолютно не обязательная вещь, да вот – этим ощущением прощания и, я бы даже сказал, усталости прошита вся запись. И если первое придает пронзительности, надрыва, то второе сбрасывает пару баллов с общей оценки.
The Inevitable End – самый меланхоличный, безрадостный опус Свейна и Торбьерна (за вычетом Senior, 2010, который все же был скорее экспериментом, компаньоном и эмбиент-изнанкой активного Junior). Собственно, северная созерцательная меланхолия всегда значилась в арсенале дуэта, но здесь парни прямо пропали в ней. Даже номинально быстрый упругий трек тут никогда отдаленно не намекнет на Eple (из Мelody A.M., 2001) или хотя бы на Only This Moment (из The Understanding, 2005).
Любые игривые, вольные моменты убраны в пользу романтизированной печали. Отчаянно красивой, нужно признаться, печали. С фирменной окутывающей теплой атмосферой при точеных кристальных конструкциях, глубиной неба и космоса в полярную ночь.
Патентованный скандинавский электро-поп разного темпа, дип-диско (от дабового приторможенного до спейсового эйфорического), синтетический даунбит. Безукоризненный продакшн, сентиментальные щемящие мелодии, прекрасные голоса, среди которых стоит отметить не звездную Робин, а великолепных Джейми Макдермотта (The Irrepressibles) и Сюзанну Сандфер.
Любоваться бы, одним словом, такой пластинкой. В конце концов, возвышенная грусть сильно хватает за живое. Просто рядом с ней на The Inevitable End (особенно во второй половине) идет некая апатия, чувствуется утомление. Royksopp будто сообщают: мы-то можем, только нет больше желания растягивать вдохновение на шестьдесят альбомных минут.
Года полтора назад родившегося в Канаде и проживающего в Берлине Дэна Бодана причислили к когорте соратников Джеймса Блейка. Определенные сходные моменты, конечно, есть. Тем не менее дебютный полноформатный альбом (после серии миньонов) показывает, что Дэн несколько шире берет стилистически, и немного другой по настроению.
Хрупкие номера базируются на ритмических остатках blubstep'a, альт-R’n’B (в одном номере даже возникает drum’n’bass). Но деликатную текстуру скорее плетут не биты, а осторожные синтезаторные переливы, минорные пиано-аккорды, тени-обрывки имитационных струнных, теплый эхо-басовый гул, эпизодические духовые. Все – бархатными полутонами.
Главная же линия, безусловно, у голоса Бодана. Высокого эфирного, в нем нотки и Артура Рассела, и того же Блейка, и даже штатовских крунеров 50-60-х. В сумме песни больше клонятся к соулу. Будь то современные чувственные элегии с электронными контурами или ретро-эстрадные мотивы.
И еще. В отличие от кровоточащих излияний Джеймса, подача Дэна легка и воздушна. В ней какое-то природное благородное изящество.
Удивительно раскручивает творческую спираль Дин Блант. Сначала из мутного болота прогремевшего проекта Hype Williams, замазывающего астрально-шумовым пойлом куски хопа, дабстепа, баса, а вместе с ними и мозги, лондонский продюсер выбрался к более мягким галлюциногенам и белесому дыму. Потом сей дымок (на предыдущем классном диске The Redeemer) почти рассеялся меж протяжных, кайфово-расслабленных телег в тон сумеречного соула Айзека Хейза и такого же типа ритм-н-блюза.
Теперешняя пластинка и вовсе добивает. Это моментально узнаваемый Дин Блант (манера spoken word, характерный баритон, атмосфера), но это уже и не гипнагогическая post-bass-трясина, и не опиатный ритм-н-блюз. Больше похоже на разреженный фолк/дарк-фолк и во второй части на даб. Иногда – фрагменты нуар-джаза и того же пепельного соула. Именно похоже. Ведь уложить в традиционные рамки композиции не удастся.
То есть, произведения совсем не трудные, даже очень приятные в своем дрейфе, расслабленности и намеренной пространственной дезориентации. Звук достаточного ясен. Однако имеем дело с очень странной, специфической музыкальной материей. Подобно сегодня не делает практически никто. Если прошлогодний The Redeemer, в том числе и мы на данном ресурсе, обозначили почти шедевром, то Black Metal еще круче. Причем уверен, Блант ни о какой исключительности и думать не думает, делая треки в личной параллельной реальности, – а получается гениально.
Владимир Сиваш