Лучшие альбомы 2013 года: модная музыка со всего мира
Итоговая выборка из массы достойных релизов за прошедший год.
Nick Cave & The Bad Seeds ‘Push The Sky Away’ (Bad Seed Ltd.)
Исключив рок-напор двух предыдущих дисков The Bad Seeds и работ сайд-проекта Grinderman, альт-икона Кейв возвратился с отменной пластинкой пронзительных балладных ноктюрнов традиционного для Ника блюз/госпел-колера. На сей раз скорее берущих сдержанную философскую ноту, чем дающих инфернальный мрак.
Коктейль фанка, соула, ритм-н-блюза и хип-хопа второго лонгплея экстраординарного басиста Стивена Брунера, известного как Thundercat, насыщен грувом с одной стороны, теплым аналоговым звуком, упоительной плавностью – с другой. Эйфория разлита медовыми реками между гибкими линями, виртуозными инструментальными пасами.
Вместо благовидного электро-попа - модифицированный трайбл: вводящий в транс первобытный ритуал через постиндустриальные кошмары, лихорадка шамана в готической цифрой матрице. Почти сто минут этно-тек-авангарда. После шестилетнего перерыва шведская парочка прибыла со странным, бескомпромиссным и бешено интересным альбомом.
Канадцы окончательно обосновываются в пантеоне самых значительных рок-групп нашего времени. Теперь под их размашистые гимны можно еще и танцевать. Вдохновенные барочные эпики Arcade Fire на четвертом лонгплее Reflektor получили в попутчики диско грубого помола, интенсивный панк-фанк. Во многом благодаря продюсеру Джеймсу Мерфи (DFA Records, LCD Soundsystem).
Алхимические звуковые опыты Грегори Шортера, он же Ras G, по приготовлению вязкого пойла из свободного космического джаза, афро-футуристической полиритмии, даба, ликвидного хип-хопа и неведомых галлюциногенных ингредиентов. Шлюз в астрал – не меньше.
Австралийские дебютанты сделали удивительную стилизацию под манчестерскую волну рубежа 80-90-х. Клейкая танцевальная психоделия с характерным baggy-ритмом а-ля Stone Roses, Happy Mondays, вечеринки легендарного клуба Hacienda. Инди-рок и рейв-экстаз сливаются в одно.
От скрытого за плотной шумовой завесой хопа, даба и мглистых мистических созвучий, которыми ранее наполнял свои записи лондонский продюсер Дин Блант, в том числе в рамках проекта Hype Williams, человек двинулся к «дымному» соулу, элегантному оркестрованному ритм-н-блюзу, красивой взрослой задумчивости с кивками в сторону мастодонтов Айзека Хейза и Джила Скотта-Херона.
Не форсируя звук, не нагнетая смур-атмосферу, не входя в аренный раж, как того, возможно, от них ждали на пороге господства в рок-мире, мужественные романтики The National записали преимущественно интроспективный, ровный альбом благородной осенней меланхолии. Спокойный и прекрасный.
Уникальная подборка композиций конца 70-х начала 80-х самородка из Нигерии Уильяма Онйеабора, полтора месяца назад всколыхнувшая многих в музыкальное среде – от диджеев и дэнс-продюсеров до любителей диковинной этники и рядовых меломанов. По сути, не имеющий аналогов космический афро-фанк. На правой чаше весов пляски в диско, на левой - залепляющий мозг экзотический трип.
Лирически основанный на библейских историях второй диск англичанки Ванессы Браун, то есть VV Brown, раскрывается темными электронными саундскейпами, хмуро-торжественным нью-вейвом, прошибающим викторианским барокко. Отдельная статья – мощный выразительный вокал, словно принадлежащий диве из громозвучной готической оперы.
Владимир Сиваш