Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
По нашей просьбе Владимир Сиваш составил селекцию из важных пластинок уходящего года. Записи, которые можно оставить в плеере надолго.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Nick Cave & The Bad Seeds ‘Skeleton Tree’ (Bad Seed Ltd.)
Альбом и сопутствующий ему документальный фильм One More Time With Feeling, после которых ни говорить, ни дышать. Черный ворон суровых очей, трувер сумрака, здесь - разбитый скорбью отец, потерявший 15-летнего сына, с отчаянной поэзией под тихие клавишные, струнные и шумовые эффекты, добавляющие пепла в невозможный раствор горя и красоты. Кейв писал песни/баллады о смерти десятилетиями. Разные – философские и саркастические, богоборческие и откровенно инфернальные, грозные и элегические. Но таких беззащитных, дрожащих, с голосом, который почти пересыхает, едва выдыхая слова, и запредельно пронзительных не было ни на одной прошлой пусть даже гениальной пластинке.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
ANOHNI ‘Hopelessness’ (Secretly Canadian)
Из андеграундного алмаза, странного цветка 15 лет назад Энтони Хегарти в наше время превратился в настоящую звезду. А еще – в женщину. Со сценическим именем ANOHNI. Впрочем, «дама» продолжает занимать контроверсивную позицию, теперь перебросив свою смелую лирику с личного на социально-политическое, общечеловеческое. Музыкально же ANOHNI пошла в электронику, в том числе доверившись продюсерским талантам Дэниела Лопатина (Oneohtrix Point Never) и Росса Берчарда (Hudson Mohawke), что явно расширило аудиторию. Прежним поклонникам, тем не менее, не стоит расстраиваться. Кровоточащая чувственность и трагический надлом, высокий романтизм и концентрированная боль, пропущенные через уникальный голос певца/певицы, - как всегда в центре сюжета.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Nicolas Jaar ‘Sirens’ (Other People)
Выпустив пять лет назад отменный дебютный лонгплей Space Is Only Noise, в дальнейшем американо-чилийский продюсер будто немного вывалился из фокуса. То есть, его миньоны и саундтреки были очень даже ничего, но больше вещи в себе, чем штампы, маркирующие сцену и время. Второй полноформатный альбом Sirens, посвященный непростому политическому прошлому Чили, возвращает Николаса Жаара в выставочную колею. Как и на Space Is Only Noise, молодой человек показывает, что его музинтересы распространяются далеко за пределы электроники. Отсылки к рокабилли, кумбии, блюзу, госпелу. В рамках повествования, разворачивающейся истории, лишь формально поделенной на треки.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
David Bowie ‘Blackstar’ (ISO)
Финальный прижизненный, выпущенный за два дня до смерти лонгплей одного из важнейших артистов современности. После предыдущего сравнительно прямолинейного и условно «рокерского» The Next Day (2013) данный альбом с авант-джазовыми изгибами, хитроумными ритмами, бэк-электроникой и многим прочим демонстрирует Боуи-новатора, каковым он и был на протяжении полувека. Скорбно-философский и одновременно возвышенный тон работы стал ясен/объясним спустя несколько десятков часов после ее релиза. Blackstar – без сомнения, большой и вне трагического контекста – в свете известных событий оказался монументом Артиста и всей эпохи.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Jenny Hval ‘Blood Bitch’ (Sacred Bones)
Четвертый сольный диск норвежской ворожеи от музыки Енню Вал, пожалуй, самый ее внятный, структурированный и доступный. Нет, это все равно ведьмовские «былины» в таинственных туманах Скандинавии с вызывающей тематикой (секс, кровь, вампиры, гендерные вопросы, cоциополитический апокалипсис). Однако там, где раньше был зазеркальный фолк, тягучий дроун, экспериментальная электроника и уколы грязных гитар, теперь - дымчатый дрим-поп, эмбиентные пассажи и лишь местами вкрапления авангарда. Другое дело, что именно подобная пластинка вывела девушку на международный уровень с медиа-признанием, фестивалями и прочим. Нишевая публика пока тоже осталась с Енню – а как будет дальше, покажут уже следующие релизы.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
The Avalanches ‘Wildflower’ (XL)
Шестнадцать лет ожидания второго альбома австралийского сэмплоделика-проекта оказались не напрасными. Второй лонгплей The Avalanches, теперь помимо виртуозной работы с сотнями фрагментов чужих композиций использующих и живые партии, получился сколь изощренным, столь и воздушным. Летучим и грувоносным. Хип-хоп, соул-фанк, диско, пряная психоделия внутри летнего мюзикла-фантазии.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Max Cooper ‘Emergence’ (Mesh)
Родившийся в Белфасте и базирующийся в Лондоне продюсер Макс Купер балансирует между гипнотический битовой электроникой и тезисами репитативного минимализма. Речь о техно, IDM, разработках Джона Хопкинса, Натана Фейка с одной стороны, и моделях Стива Райха, современной трансогенной неоклассике – с другой. Небольшие примеси пост-рока и дроун-эмбиента также имеют место на недавнем втором большом альбоме Макса Emergence. Жанры и их сочетания, правда, лишь инструменты для создания главного - зыбких сновидческих далей, манящих не то ностальгией по исчезающему прошлому, не то романтикой космического будущего.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Let's Eat Grandma ‘I, Gemini’ (Transgressive)
В корзину наиболее любопытных дебютов года. Премьерный лонгплей дуэта 17-летних английских девушек - будто сюрреалистическая проекция из мира средневековых сказок. Психоделия и дрим-поп, фрик/дарк-фолк с сильным влиянием CocoRosie, готика и даже прибитое трамадол-диско. Удивительно, что подобный альбом записали совсем юные барышни.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Pantha Du Prince ‘The Triad’ (Rough Trade)
Дип-техно и тек-хаус - уже давно только формальные привязки в творчестве немецкого продюсера Хендрика Вебера, aka Pantha Du Prince. Основное в его композициях – мелодико-гармоническое блаженство, ощущение метафизического полета и невесомости, а также особенный тип меланхолии, от которого опьянение, но не хандра.
Музыка года: ТОП-10 альбомов 2016
Leonard Cohen ‘You Want It Darker’ (Columbia)
Казалось, судьбоносный канадский поэт-песенник стал прощаться еще на пластинке Old Ideas (2012), тогда выпущенной после 8-летнего перерыва. После этого, однако, великий бард успел записать еще два диска, последний из которых оказался наполнен темой жизненных итогов и готовности перейти в иной мир до краев. You Want It Darker, где в приглушенных минималистичных композициях на сей раз чуть больше блюза, чем фолка и госпела, даже не грустный, не трагичный. Он благородно-смиренный. Спокойная и гордая старость, звуки которой на 36 минут заставляют замолчать всех молодых. Боуи ушел через пару дней после релиза альбома, Леонард Коэн – через пару недель. Для музыкального сообщества мрачно начавшийся год, так же и закончился. Оставив, благо, два выдающихся произведения.
Владимир Сиваш