Первые яркие альбомы нового года (ВИДЕО)
Пластинки с пометкой «2014» от Planningtorock и Mogwai.
Planningtorock ‘All Loves Legal’ (Human Level)
Поначалу Джанин Рострон, когда в середине 00-х выпускалась на Chicks On Speed Records, виделась безумной девицей с эклектичной и эксцентричной стилистической линейкой - от юродивого кабаре и алко-блюзов до странного синтезаторного попа. Чем дальше, тем она становилась серьезней, глубже, мрачней. Сегодня – арт-представление, а не фрик-парад.
Тематически творчество Рострон все сильней касается политических, социальных, личностных проблем и противоречий, что оказывает влияние на подачу, настроение музыки. Третий авторский лонгплей All Loves Legal полностью посвящен вопросам неравенства полов, гендерного самоопределения, преодоления лимитов, предрассудков общества по этому профилю. Ныне Рострон не видит себя ни женщиной, ни мужчиной. Поменяла имя: теперь подходящее обоим началам Джем вместо девичьего Джанин.
Соответственно и без того удивительный голос артиста/артистки благодаря андрогинному тону и тембру зазвучал совсем уж необыкновенно. Болезненное ребро лирики задало чувственный и драматичный вектор аудио-полотну. При этом опробованная на прошлом альбоме W, а также в рамках современной экспериментальной оперы Tomorrow, In A Year (совместной с The Knife и Mount Sims) комбинация смурой мистической авант-электроники и оркестрово-классического излома на новой пластинке неожиданно получила танцевальную ритм-грамматику. Годы жизни в Берлине и сотрудничество с теми же The Knife (у рулевого последних Олофа Дрейера и Рострон совместная студия в столице Германии) наложили отпечаток.
All Loves Legal сочетает вдохновенные барочные струнные, клавесины, органы с off-beat-disco, дезориентирующими хаус-паттернами, экстатическими синтезаторными линиями. Сильные переживания, эмоциональный надрыв, театрализованные гимны с сюрреализмом подпольных дэнс-вечринок.
У альбома есть все – голос, нерв, новаторский подход и одновременно ссылки на стоящую музыку прошлого (например, на Артура Рассела), пронзительная противоречивость, асимметрия и в тот же момент своя диковинная цепляющая гармония. Есть все, чтобы проситься в ряд к выдающемуся.
Mogwai ‘Rave Tapes’ (Rock Action/Sub Pop)
Лучше всего внимать таким альбомам без контекста, без груза, багажа, впечатлений прошлого. Потому что если сопоставлять Rave Tapes с классическими пластинками Mogwai вроде Young Team (1997), Rock Action (2001), то не пойдет оно. Или если отталкиваться от «непререкаемого авторитета», культа в мире пост-рока квинтета из Глазго, то есть, ожидать чего-то грандиозного.
Тут следует сделать сноску. По правде говоря, Mogwai, несмотря на статус, крепнущую с годами легенду, всегда были, что ли, трезвой группой с трезвой же музыкой. Правильные, мощные, эстетичные, но редко отпускающие нечто действительно запредельное, как, например, коллеги по пост-рок-цеху Godspeed You! Black Emperor да Explosions In The Sky. Восьмой по счету диск шотландцев как раз соответствует данной перспективе, разумному ракурсу. Добротно, умно, с достоинством. Но без откровений, без ража. Красиво. Однако с минимумом эмоциональных перегрузок.
И малым удельным весом инструментальных перегрузок тоже. Это, конечно, не подобие интроспективного малоподвижного саундтрека к французскому мистическому телесериалу Les Revenants, выпущенного группой в начале 2013-го, тем не менее, атмосферных элегических номеров с влиянием эмбиента, киномузыки, дрим-гейза тут хватает. Кстати, очень неплохих – буквально пьянящих в обход шквала и гитарных стен-волн. Даже там, где последние заливают аудио-плато, мы не ощущаем давления и бесконтрольной силы, несущей к катарсису: Mogwai спокойно, величаво перемещают свои глыбы, не занимаясь поиском обрыва, откуда лава могла бы обрушиться водопадом, не усердствуя с «приливами-отливами». Созерцание монумента – не извержение вулкана, не горки гипервозбуждения и ступора. Такой режим тоже имеет право быть. Пусть и в пост-роке, пусть и у Mogwai.
Кстати, первые две опубликованные композиции к альбому наводили на мысль, что будет много электроники (биты, вокодеры, даже нечто Air-овское). Да, присутствует, только, во-первых, электроника никак не новинка для Mogwai, и, кроме того, в общей гамме синтетика здесь не есть решающей.
Владимир Сиваш