ОМКФ, день третий: бразильцы и Неоновый демон
Сегодня показывают один из самых ожидаемых фильмов на Одесском кинофестивале - триллер Николаса Виндинга Рефна - Неоновый демон/The Neon Demon.
Первое воскресенье Одесского кинофестиваля хорошо тем, что уже сегодня вечером или завтра утром отсюда уедет часть светских тусовщиков, и останутся те, кто действительно приехал смотреть кино или его показывать.
Итак, сегодня на повестке дня - попасть на Неонового демона, в отличие от вчерашней, судя по отзывам, скучноватой Светской жизни. Но поскольку показ назначен на 16:00, у меня есть время на две картины-участницы Международного конкурса. Во время спешки на первую из них я пропускаю трамвай, и какой-то незнакомый мужчина предлагает мне в следующий раз попробовать остановить его вместе, просто с руки, потому что ради двоих пассажиров, один из которых девушка, трамвай точно остановится. Трамваи в Одессе - это отдельная история, чего только стоят кондукторы. И еще один приятный факт - одесситы почти всегда уступают женщинам место. Во всяком случае, намного чаще, чем это происходит в киевском общественном транспорте. И как можно отказать человеку, встающему со словами "Мадемуазель, давайте с вами поменяемся".
Прямо с утра в фестивальном дворце показывают мелодраму бразильского режиссера Марилии Роша Город, где я взрослею/A cidade onde envelheco. Судя по тому, что действие в фильме происходит в городе Бело Горизонте, где живет сама Марилия, то смею предположить, что частично сюжет основан на реальных событиях. По сути, это история одной женской дружбы. Франсиска переехала из Португалии в Бразилию и живет здесь уже больше года. Она работает официанткой, сама снимает квартиру в центре, ходит на танцы и даже успела завести бойфренда, хотя называет его почему-то просто близким другом. Из родного Лиссабона к ней приезжает погостить подруга детства Тереза, с которой они когда-то вместе отдыхали в лагере, но уже много лет не виделись. Одна - бросила все и решила начать новую жизнь, другая - уже наладила эту самую новую жизнь, но уже сомневается, что ей это вообще надо. Оказавшись на чужбине, сначала немного отстраненные друг от друга, постепенно Франсиска и Тереза начинают дружить, как когда-то в детстве, как будто предчувствуя скорую разлуку. Одна из девушек говорит, что ей больше всего не хватает моря. И я ее прекрасно понимаю.
По настроению фильм очень напоминает американское инди-кино, с той лишь разницей, что бразильское получилось более медленным и тягучим. Прямо как воздух в переполненном зале фестивального дворца во время вчерашней Джульетты Альмадовара.
Второй конкурсант на сегодня - черная и слегка абсурдная драмеди Смерть от смерти/Je me tue à le dire режиссера Ксавье Серона.
Картина показывает сложные отношения матери и сына Мишеля, которого она называет Пушистиком. Между тем Мишель живет со своей девушкой-художницей Аурель, работает в магазине электротехники и иногда играет в кино эпизодические роли умирающих людей. Но вскоре после того, как у его мамы диагностируют рак груди, он и сам начинает задумываться о смерти, периодически производя пальпацию собственной груди. Ипохондрик по натуре, Мишель думает, что тоже болен, и у него даже начинают выпадать волосы, ему становится плохо. Но после подробного медицинского обследования врач сообщает парню, что он полностью здоров. Герой не верит доктору, и со временем его паранойя становится только хуже. На этом фоне от него уходит девушка, а мать нужно поместить в дом для престарелых, но она никак не может бросить своих многочисленных кошек.
По-хорошему придурковатые фильмы всегда будут моими фаворитами, поэтому на выходе я надрываю бюллетень для голосования на цифре 5.
До Рефна остается два часа, но очередь мы занимаем за час до. В это время обычно тень от фестивального дворца удобно накрывает центральный вход, поэтому стоять ближайшие 60 минут будет намного терпимее. В моем случае, после лимонного пирога, чашки кофе и имбирного лимонада в том числе. Уже к четырем часам наша очередь людей с бейджиками огибает дворец и доходит до стойки аккредитации. И пока что, это самый людный фильм на ОМКФ.
Перед тем, как смотреть Неонового демона датчанина Николаса Виндинга Рефна вам стоит глянуть его Бронсона с Томом Харди и, конечно же, Драйв с Райаном Гослингом в одной из лучших его ролей. В 2013 г. выходил еще триллер Только Бог простит, но его многие назвали провальной работой Рефна.
Специфическая манера съемки, цветовое решение и жестокость, пусть не всегда в видимом ее проявлении - вечные спутники режиссера. В Демоне мы видим Джесси, 16-летнюю девушку-сироту из Джорджии, приехавшую в Лос-Анджелес продавать свою красоту, потому что, по ее словам, это единственная ее ценность. Придя в модельное агентство, героиня сразу становится самой заметной. У нее тут же появляются завистницы, а самый модный фотограф снисходит до фотосессии с ней. Спустя один фэшн-показ, Джесси резко меняет свое отношение к окружающему миру. Она уже не тот перепуганный бэмби, в глазах девушки появляется опасный огонек тщеславия, которое ни до чего хорошего не доводит.
После премьеры часть зрителей плевалась на бедного Рефна, а вторая половина осталась довольна увиденным. Я отношу себя ко вторым. И теперь обязательно скачаю саундтрек. Кстати, в украинский прокат фильм выходит уже 28 июля.
Завтра мы продолжаем смотреть конкурс и идем на каннского участника Тони Эрдманна немки Марен Аде. А сегодня, вопреки своему утреннему желанию попасть на вечеринку в честь Неонового демона в отеле Отрада и даже примерке платья, я делаю выбор в пользу холодного розе. Так что, как говаривали классики "Всем, кто ложится спать, спокойного сна".