ОМКФ 2017: спорный Васянович, Озон и Дайан Крюгер
Сегодня на Одесском кинофестивале показывают каннского конкурсанта и призера – драму На грани/Aus Dem Nichts режиссера Фатиха Акина и эротический триллер Озона - Двуличный любовник.
Лайвхак для трезвого и внятного понимания кино на фестивале – хороший сон. Хотя у большинства местных зрителей – эта опция не предусмотрена. Поэтому медленное или молчаливое кино может вгонять в сон, даже если его интересно смотреть. Так случилось с Уровнем черного Валентина Васяновича, чья работа принимает участие одновременно в двух конкурсах. Пока что картина стала самым спорным участником, среди журналистов так точно.
Документалист и оператор, Валентин Васянович снял свою третью игровую работу. На этот раз без единого диалога, но и без слов понятную драму. В центре сюжета – 50-летний свадебный фотограф Костя, чья жизнь в таком зрелом возрасте ограничивается фотостудией, редкими встречами в гараже с девушкой, занятиями по альпинизму и посиделками со старым котом или парализованным отцом. Но со временем даже эти маленькие радости покидают главного героя, оставляя его наедине со своей пустотой. Кстати, отсутствие диалогов объясняется тем, что на главную роль режиссер взял самого настоящего фотографа, а не актера, которому не удавалось произносить-играть свои реплики, поэтому легче их было вообще убрать.
В чем же спорность картины. Во-первых, надо сказать, что при отборе фильма на конкурс члены специальной комиссии все как один проголосовали за Уровень черного. Во-вторых, мнения журналистов разделились на два фронта: молодые и неопытные лентой не прониклись, поскольку кризис 50-летия для них еще далек, хотя и лежит на поверхности, да и посыл режиссер является понятным, а зрелые люди во весь голос кричали, что это шедевр, и Васяновичу, как минимум надо дать приз за режиссуру, если не Золотого Дюка. Но и те, и другие солидарны, что фильм стал достойным участником конкурса, который обязателен к просмотру. Но, в-третьих – это все-таки зритель, который массово покидал кинозал во время вечернего показа. Нам непонятен сей пассаж, поэтому при возможности посмотрите Уровень черного.
Второй фильм этого дня – приключенческая драма, основанная на реальных событиях – Габриэль и гора/Gabriel e a Montanha режиссера Феллипе Барбосы.
Свой фильм Феллипе посвятил покойному другу Габриэлю Бухманну из Бразилии, что был найден мертвым спустя 19 дней после своего исчезновения на горе в Малави. С этого, собственно, и начинается фильм. После чего мы узнаем, что было с героем за 90 дней до того и как он вообще там оказался. За год до того Габриэль поступил в престижный американский вуз, но перед тем, как уезжать из родной Бразилии, он решил отправиться в путешествие по Азии и Африке, которое затянулось на год.
Во время поездки Габриэль занимается исследованием вопроса бедности и образования, гостюя у местных жителей, путешествуя практически налегке. Периодически ему удается повидаться со своей девушкой, что ждет не дождется его возвращения домой. За две недели до окончания странствий Бухманн решает взойти на гору Муланье в республике Малави. Воспользовавшись услугами гида, Габриэль слишком спешил окончить восхождения из-за окончания визы. И в итоге, бросив гида, ушел на гору сам, взяв всю ответственность за последствия на себя. Такая самоуверенность заканчивается трагически.
Фильму громко аплодируют, я ставлю «5», потому что истории о безумных и самоотверженных путешественниках, особенно трагические, всегда восхищают и заставляют спаковать рюкзак и тоже рвануть, если не в неизвестность, то хотя бы в Карпаты.
Но вместо этого я бегу на каннскую премьеру – драму Фатиха Акина На грани/Aus Dem Nichts, исполнительницу главной в которой Дайан Крюгер наградили Призом как Лучшую актрису в Каннах. И поверьте, она эту награду отыгрывает на десять шагов вперед.
Ее героиня Катя вышла замуж за турка Нури, когда тот сидел в тюрьме за накроторговлю. После освобождения мужчина бросил криминал и открыл легальный бизнес. У пары родился сын Рокко. А пять лет спустя Катя завезла сына к мужу на работу, чтобы провести время с подругой. Вечером при попытке отвезти их домой, героиня узнает, что в офисе мужа случился взрыв, а мужчина вместе с ребенком скончались на месте. Полиция выдвинула версию, что бомбу подкинули специально, и целью мог стать именно Нури. Убитая горем Катя изо всех сил пытается помочь следствию. В итоге находят подозреваемых, которых ждет суд. Преступниками оказывается семейная пара неонацистов. Дальше главной героине предстоит пережить суд и узнать все подробности гибели родных людей. Вот только, несмотря на обилие косвенных и даже прямых улик, приговор может быть вовсе не таким, как хотелось бы. Доведенная до отчаяния, Катя решает, что сама должна наказать виновников трагедии.
Очень рекомендуем посмотреть это кино, особенно тем, кто знает Дайан Крюгер только по фильму Троя, Сокровищам нации или Бесславным ублюдкам. Вы будете приятно удивлены. Говорю это, как человек даже не смотревший Трою.
Дальше плавно переходим к Озону, которого последние несколько картин обвиняют в предсказуемости и скучности. Его новый фильм Двуличный любовник/L'amant double дает надежду, что старик Франсуа еще может завлечь зрителя не только своими былыми заслугами.
Хлое 25 лет, она бывшая модель и испытывает хронические боли в животе, а также страдает от нелюбви свой матери. После очередного медицинского обследования ей советуют обратиться к психоаналитику. Выбор падает на молодого симпатичного врача – Поля. После серии сеансов Хлоя чувствует себя намного лучше и между ней и ее мозгоправом завязываются романтические отношения, и совсем скоро пара начинает жить вместе. Несмотря на близкие отношения, героиня мало что знает о своем избраннике. А однажды даже видит его случайно на другом конце города, хотят вечером он говорит ей, что провел весь день в больнице с пациентами. Пытаясь самой во всем разобраться, Хлоя узнает, что загадочный двойник оказывается братом-близнецом ее жениха. После попытки втереться к нему в доверие, дамочка заводит с ним роман.
Читайте также: Лучшие фильмы Франсуа Озона.
Банальная проблема любовного треугольника на выходе имеет куда более сложную подоплеку, и чтобы ее узнать, вам придется досмотреть кино до конца. Если хотите маленькую подсказку, что обратите внимание на первые кадры Двуличного любовника. Кстати, главная роль досталась Марине Вакт, что играла у Озона в Молода и прекрасна.
После такого насыщенного дня не грех выпить Апероль шприц на фестивальной площади, чем я собственно и занимаюсь. В автобусе ко мне который год подряд пристает разговорчивая коллега, имя которой на бейджике я тщетно пытаюсь рассмотреть. Как ее зовут, я даже не представляю, но каждый фестиваль она ведет со мной киноманские беседы, как со своей закадычной подругой и просит совета, что смотреть в программе. Я вежливо ей отвечаю и жду следующего года, чтобы снова повстречать сию внезапную особу.