Смотреть и слушать: 10 важных фильмов Вуди Аллена
В прокат выходит Иррациональный человек - новый фильм Вуди Аллена с его фавориткой Эммой Стоун в главной роли. Вспоминаем лучшие его картины.
Живой классик^ помешанный на смерти и собственной персоне гений не отклоняется от амбиции снимать по фильму в год. Мы взяли на себя смелость – и выбрали десять любимых фильмов в бесконечной фильмографии Вуди Аллена. Новый фильм Вуди – драма Иррациональный человек – выходит в украинский прокат в этот четверг, и подарит нам встречу с Эммой Стоун, новой любимицей Аллена, и Хоакином Фениксом, играющей профессора философии в разгаре кризиса среднего возраста.
Хватай деньги и беги/Take the Money and Run (1969)
Криминальная комедия, второй фильм Аллена-режиссера. Смешной набор приключений предприимчивого воришки Вирджила (Аллен), у которого не получается уйти из мира преступного в мир порядочных людей. Аллен включает клоуна – и не выключит лет десять, до Энни Холл.
Любовь и смерть/Love and Death (1975)
Пародия Вуди Аллена на классическую русскую литературу – Вуди Аллен и Дайан Китон в прямом смысле ломают комедию: закатывают глаза, прижимают руки к груди и падают в обмороки. Бесконечные диалоги, пафосные обсуждения экзистенциальных проблем – неприкрытый поклон кумирам Аллена: Толстому, Достоевскому, Чехову.
Энни Холл/Annie Hall (1977)
Дивная история любви нью-йоркского комика Элви (Вуди Аллен) и начинающей певицы Энни (Дайан Китон) принесла Аллену два Оскара – за режиссуру и оригинальный сценарий. Аллен играет самого себя (как и везде, впрочем), но здесь ему по-настоящему веришь. Эта картина – как правильная песня о любви, послушав которую понимаешь, что влюбиться надо срочно, пусть даже ничем кроме слез это не грозит. В фильме полно рефлексий на тему реальных романтических отношений между Алленом и Китон.
Интерьеры/Interiors (1978)
Мрачная, медленная и очень “скандинавская” драма, оммаж Бергману. Трех сестер объединяет желание помочь матери, страдающей депрессией после того, как отец ушел к другой женщине. Пять номинаций на Оскар, из них две – Вуди Аллену (режиссер, сценарист).
Манхэттен/Manhattan (1979)
Стареющий интеллектуал (Аллен) состоит в романтических отношениях с 17-тилетней девушкой, но влюбляется в харизматичную любовницу своего лучшего друга. Банальнейшие жизненные драмы развиваются на фоне черно-белых ландшафтов Нью-Йорка и симфонических красок потрясающей музыки Джорджа Гершвина.
Ханна и ее сестры/Hannah and Her Sisters (1986)
Новая любовь Вуди Аллена – заслуженная на тот момент актриса Миа Фэрроу – играет дотошную и старательную мать семейства, в котором все рушится. Вули Аллен снова заключает нас в рамки отдельно взятой семьи, внутри которой бушуют всевозможные страсти – запретная любовь, стремление к самореализации, сомнительные авторитеты матери и отца, зависть и прочие прелести. Семь номинаций на Оскар, из них три – победные: лучший оригинальный сценарий (Аллен), лучшая мужская роль второго плана (Майкл Кейн), лучшая женская роль второго плана (Дайан Уист).
Преступления и проступки/Crimes and Misdemeanors (1989)
Аллен снова смешивает комичное (себя любимого) и ужасающее (весь остальной мир). Великолепный Мартин Ландау играет уважаемого серьезного человека, который, стремясь закончить роман со стюардессой, решается убить ее. Вуди Аллен предстает в роли невротичного неудачника, выручить которого соглашается брат его жены – в итоге герой Аллена вынужден работать на человека, которого не уважает. Два героя, пройдя через все необходимые адовы круги, встречаются в финале фильма.
Матч-поинт/Match Point (2005)
Матч-поинт – ситуация в игре пинг-понг, когда мячик, задев сетку, “решает”, на какую из половин стола ему упасть, это определяет победителя. Тренер по теннису (Джонатан Риз Майерс) входит в высший свет, удачно женившись. Его жизнь полностью меняется – он меняет сферу деятельности и круг знакомств, вращаясь в лучшем английском обществе. Все может испортить его роман с красивой американкой (Скарлетт Йоханссон), которая привязывается к нему, беременеет и отказывается делать аборт. В фильме полно аллюзий на Американскую трагедию Теодора Драйзера и Преступление и наказание Достоевского.
Вики Кристина Барселона/Vicky Christina Barcelona (2008)
Начало “открыточного” периода в творчестве Аллена, когда он, путешествуя по лучшим городам мира, выдает нам легкие мелодрамочки. Две подружки приезжают в Барселону в поисках свежих впечатлений, и находят их в лице импульсивного художника (Хавьер Бардем). Героиня Скарлетт Йохансон влюбляется в художника, переезжает к нему жить, вскоре туда же переезжает «отставленная, но не вполне отпущенная» бывшая жена художника (Пенелопа Крус), и какое-то время они счастливо живут втроем. Пенелопе за роль темпераментной психопатки дали Оскар.
Жасмин/Blue Jasmine (2013)
Алленовский вариант Трамвая Желание - Кейт Бланшетт играет женщину с прогрессирующим нервным расстройством, которая переезжает к сестре в провинцию со всеми своими “луивиттонами”. Она говорит сама с собой, не может расстаться с бутылкой водки, склонна романтизировать прошлое, намеренно не замечать собственные промахи, и, в итоге, врать. Конечно же, Оскар за Лучшую женскую роль. А Аллен в очередной раз доказал, что, стоит нам расслабиться от череды его легкомысленных мелодрам, он тут же сбивает нас с ног фильмом, берущим за живое.