5 причин идти на фильм Майдан в этот четверг
В четверг в украинский прокат выходит документальный фильм о Майдане. Вам вряд ли нужны причины, чтобы на него пойти – но мы все равно их написали.
Это документальный фильм о главном событии в истории современной Украины
О событиях на Майдане, начиная с самых романтичных спокойных дней, заканчивая днями страшного расстрела, снято бессчисленное количество любительского и профессионального видео. Тем не менее, Майдан Лозницы стоит особняком – теперь, по прошествии нескольких месяцев с 20 февраля, этот фильм выглядит спокойным, даже равнодушным коллажем, беспристрастным пересказом событий, нарезкой без эмоции.
Майдан в этом фильме предстает тем, каким мы его любим
Даже у самых преданных посетителей Майдана сегодня он вызывает легкое раздражение – сегодня там достаточно сложно найти трезвого человека, и сосредоточение гражданского протеста, каким Майдан был вначале, сейчас больше похоже на гноящийся шрам на теле города. Майдан Лозницы – это тот Майдан, на который мы ходили: людей на нем объединяло желание быть и жить лучше.
Фильм собрал полный зал на Каннском кинофестивале
В Каннах в этом году Украина была в тренде – впервые украинский фильм попал в конкурсную программу Недели критики (мы о Племени Мирослава Слабошпицкого), ну и Майдан Лозницы был одним из самых ожидаемых релизов. Слабошпицкий взял три премии из четырех возможных. А Лознице апплодировали стоя. Более впечатляющей была реакция на Майдан на кинофестивале в Одессе – героям документальных кадров зал подвевал стоя. Пели гимн.
Фильм снят Сергеем Лозницей
Лозница начинал с документального кино. Затем было Счастье мое (2010), драма, попавшая в конкурсную программу в Каннах. Затем В тумане (2012) – военная драма, которая принесла Лознице каннский приз ФИПРЕССИ. Английский ресурс The Guardian включил Майдан в список самых главных фильмов из бывших советских республик.
Фильм настолько резонансный, что о нем необходимо составить собственное мнение
Многим, ожидающим от Майдана Лозницы каких-то разоблачающих кадров, жути и «экшна», будет на фильме скучно, особенно в первой его половине. Созерцающий Лозница откровенно мучает нетерпеливого зрителя бесконечными планами, которые, как кажется, не ведут ни к чему. И даже во время съемок на Институтской под градом брущатки камера устойчиво держит план. Майдан – истинное наслаждение для зрителя усидчивого и внимательного к деталям. Прочувствовать фильм, всю ту гнетущую атмосферу ужаса, через который мы прошли (и продолжаем проходить) можно только в случае, если вы принимаете позицию режиссера – позицию наблюдателя. Тогда вы увидите благородных наивных людей. Толпу, двигающуюся в панике по мистическим законам. Многотысячные поминки. Кадры, где нет абсолютно ничего случайного.