10 лучших фильмов стран бывшего СССР
Издание the Guardian составило список лучших фильмов, снятых бывшими советскими республиками. Среди них есть и Майдан Серегея Лозницы.
Левиафан, Россия, 2014
В этом году фильм Левиафан Андрея Звягинцева получил в Каннах приз за Лучший сценарий, хотя запросто мог бы рассчитывать на большее. Впрочем, нигде, ни в каких Каннах Звягинцева не смогут оценить так, как в России, или даже у нас. В пользу мэрии и продажного ненасытного мэра (Роман Мадянов) у главного героя (Алексей Серебряков) хотят отнять дом, землю и бизнес. Ему пытается помочь друг-адвокат из Москвы (Владимир Вдовиченков). Утихомирить героя и уговорить его сдаться пытается местный священник. «Власть надо уважать» - знакомо звучит, неправда ли? Трагичным финалом фильм окончательно стирает грань между кино и реальностью – реальностью, которая неведома каннской публике, и до боли знакома нам.
Документальный фильм урожденного белоруса Сергея Лозницы. Обострение революционной борьбы в декабре прошлого года слегка вмешалось в планы режиссера, который в это время был занят подготовкой съемок фильма о трагедии Бабьего Яра. Не растерявшись, Лозница взял камеру и звукорежиссера, и поехал снимать Майдан. Точнее, его «романтический период», когда все ждали штурма, а его все не было. Сергея Лозницу восхитило все – и гимн многотысячной толпой, и готовность обычных офисных жуков ночевать на морозе под открытым небом, и классическая музыка со сцены Майдана, и ощущение государства в государстве. Документальный фильм о людях, которых Сергей Лозница увидел на Майдане, показали в рамках программы Специальные показы. В Каннах Лозницу принимают тепло – его военная драма В тумане (2012) получила здесь приз ФИПРЕССИ.
И хотя этот документальный фильм сняла американка Мадлен Саклер, все равно же он про белорусский тоталитарный режим Лукашенко. На примере местного подпольного Свободного театра режиссер рассказывает зрителю о непростом положении дел в стране, где правит цензура и нет места оппозиционным взглядам.
Несмотря на дурацкие шуточки про Казахстан в Борате, у страны весьма сильный кинопотенциал по сравнению с другими экс-участниками союза. Фильм получил пару достойных призов на прошлогоднем Берлинале. Режиссер Эмир Байгазин сам написал сценарий и смонтировал свою первую полнометражную работу. Сделанная с педантичной аккуратностью, это историю об одиноком 13-летнем мальчике, которого не приемлют и всяческим над ним издеваются одноклассники. Из-за расстройства личности парень стремится к совершенству и все вокруг себя контролировать. Такие психические нарушения мешают ему ужиться с обществом и самим собой.
Грузия всегда была благодатной почвой для киноматографических талантов. Достаточно вспомнить Сергея Параджанова и Отара Иоселиани. Но сквозь имена мастодонтов уже продирается новое поколение с не меньшими способностями. Так например, режиссер Нана Эквтимишвили сняла картину про двух 14-летних подружек Натию и Эку, живущих в Грузии в первый год ее независимости. У каждой из них семейные сложности, но и в школе девочкам нет покоя. К тому же одну из них крадет настырный, но нелюбимый ухажер.
Фильм Актана Арым Кубата про добродушного деревенского электрика, которого односельчане называют Похитителем света. Кроме починки электропроводки мужчина многим помогает в семейных и житейских вопросах. Чтобы не нарушать спокойную жизнь городка, он даже решается украсть немного электричества у местной ветровой электростанции.
У проникновенного латвийского режиссера Лайла Пакалныня свой фирменный подчерк, поэтому ее естественный сюрреализм, причудливые, юмористичные и стильные документалки, короткометражки и художественные фильмы нельзя ни с чем спутать. Заложник вполне доступен обычному зрителю, но от этого не менее особенный. Это история о самолетном захватчике, который приземляется в Риге, берет в заложники молодого парня и требует $30 млн., диск с информацией о Латвии и местный шоколад. Таким странным способом Лайла пишет признание в любви своей родине.
Первый полнометражный документальный фильм литовского режиссера Арунаса Мателиса. Этот проект рассказывает об отделении для деток больных лейкемией в детской больнице Вильнюса. После того, как его собственный ребенок заболел этим недугом, вдохновленный силой духа и добротой местных маленьких пациентов и обслуживающего персонала, Мателис решил снять о них фильм.
Фильм Яака Килми и Рене Рейнумяги о социалистическом детском лагере. Действия происходят в 1986 г. во время слета дружин старшеклассников со всей страны, где отряды соревнуются за возможность поехать в Сочи. Борьба и безудержное веселье перерастают в местный бунт. Несколько китчеватый и пародийный фильм был бы хорош, если вышел бы в середине 90-х.
Фильм Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, такой себе роуд-муви о путешествии отца и сына из Москвы в Коктебель. Получил награду на кинофестивале в Карловых Варах и на ММКФ. Для обоих режиссеров эта совместная работа стала первым полнометражным фильмом.