Рекордсмены Каннского кинофестиваля
Впечатлить Каннское жюри непросто – тем не менее, есть режиссеры, у которых в коллекции сразу несколько каннских наград. За что же их ценят на Лазурном берегу?
Андрей Тарковский
Всего 10 премий в Каннах, с тремя фильмами (Жертвоприношение, Ностальгия и Солярис) Тарковский претендовал на Золотую пальмовую ветвь. Это самый титулованный российский режиссер в Каннах, которого продолжают наследовать и цитировать другие режиссеры. Нет пророка в своем отечестве: тонкие, многослойные, социально пронзительные фильмы Тарковского собирали вокруг себя намного большую аудиторию заграницей, чем на родине.
Братья Дарденн
В 1999 г. драма братьев Дарденн Розетта/Rosetta (1999) взяла Золотую пальмовую ветвь, шесть лет спустя такой же успех ожидает их фильм Дитя/l’Enfant (2005), а Мальчик с велосипедом/Le Gamin au velo (2011) берет Гран-при. Братья, снимающие гиперреалистичные драмы, в новом фильме Два дня, одна ночь/Deux jours, une nuit задействовали красотку Марион Котийяр – она играет женщину, которой ничего не остается, кроме как, отчаянно унижаясь, убеждать своих коллег отказаться от бонусов, чтобы ее не уволили. Несмотря на трепетное отношение критиков к Дарденн, фильм ничего не взял в Каннах в этом году, но получил замечательные оценки – ждем уверенный успех в прокате.
Михаэль Ханеке
Всего восемь наград, среди них две золотые пальмовые ветви – за Белую ленту/Das weisse Band (2009) и за Любовь/Amour (2012). Мудрец и мизантроп, Ханеке беспощадно обнажает правду-матку – и о нас, людишках, и сути нашей жизни, гораздо более прозаичной, чем нам хотелось бы. В Белой ленте мы попадаем в деревню, где у каждого, с виду благопристойного семейства, свои, мерзкие, скелеты в шкафу. В Любви Ханеке методично и убедительно рассказывает нам, что все мы умрем, что старость и немощность – это гадко, до того гадко, что лучшее выражение любви наших близких, если нам повезет, будет состоять в том, что нас заботливо придушат подушкой. Чтоб не мучались.
Кен Лоуч
Одна Золотая пальмовая ветвь за Ветер, что колышет вереск/The Wind That Shakes the Barley (2006), и еще около десяти каннских наград другого порядка. Лоуч, которому сегодня 77, в этом году представил в Каннах фильм Зал Джимми/Jimmy’s Hall, из чего стало окончательно понятно, что с возрастом в Лоуче кроме сентиментальности ничего не осталось. Два года назад здесь же поощрили призом жюри его комедию Доля ангелов/Angel’s Share (2012) о сложных подростках, которые отправляются на общественные работы на винокурню – и проникаются тонкостями производства виски.
Ингмар Бергман
Мизантроп и философ, Бергман снимал фильмы, в которых мы себе не нравимся – нам стыдно узнавать себя в супругах, которые ругаются, дочерях, которые ненавидят матерей, и совершенно невыносимы эти крупные планы. Семь наград в Каннах, плюс к ним – Пальмовая ветвь пальмовых ветвей, уникальная награда, врученная впервые Бергману. Впоследствии этой чести удостоился его преданный поклонник. Вуди Аллен.