Канны 2014: главные фильмы кинофестиваля
Кино в Каннах – как правило, впереди планеты всей. Мы посмотрели лучшие фильмы благодаря партнеру фестиваля Stella Artois.
Каннский кинофестиваль проходит ежегодно, в мае. И весь следующий год, до очередного фестиваля, весь мир живет фильмами, которые, на самом деле, впервые показали именно здесь, на Лазурном берегу Франции. Сложно сказать, в чем причина – то ли у каннских составителей программ действительно уникальный вкус, то ли наоборот, фестиваль уже обрел такой статус, что кино, которое «засветилось» в его программе, априори считается крутым. Конечно, есть и другие кинофесты – в Берлине, в Венеции, в США. Их фильмы тоже впоследствии ждут в прокате и поощряют премиями. Тем не менее, искушенный синефил к Каннской программе присматривается особенно внимательно. Из программы 2014 года мы выбрали главное, наиболее заметное.
Зимняя спячка/Winter Sleep (2014)
Затянутая и надменная драма турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, которому за великолепный фильм Однажды в Анатолии/Bir zamanlar Anadolu'da дали в Каннах гран-при в 2011 г. В Зимней спячке мы наблюдаем за семьей бывшего актера, который держит отель и сдает дома бедным семьям. Все несчастны: молодая жена главного героя становится злюкой от безделья. Стареющая сестра главного героя нуждается в любви и подумывает о том, чтобы вернуться к бывшему мужу. А сам главный герой крайне неубедительно хочет сделать мир лучше. Возможно, не скажи Джейлан в интервью ничего о Чехове, Золотая веточка в Каннах ему бы и не досталась. А теперь, когда Джейлан – уже не вероятный, а состоявшийся победитель Каннского кинофестиваля, можно запросто ожидать успех в прокате, номинацию на Оскар за Лучший иностранный фильм, и это как минимум.
Ловец лис/Foxcatcher (2014)
Фильм основан на реальных событиях, но даже тем, кто знаком с трагической историей братьев Шульц, олимпийских чемпионов по борьбе, трудно будет оставаться хладнокровным ближе к финалу. Вкратце: жизнь братьев Шульц (где старший, Дейв, тренирует и вдохновляет младшего, Марка) меняется, когда их навязчиво пытается опекать Джон Дюпон, представитель богатейшего семейства США, одержимый идеей создать собственную сборную и завоевать все награды мира. Сложности в отношениях трех мужчин, оправданные личными обстоятельствами каждого, привели в итоге к тому, что Дюпон, в состоянии шизофренического помешательства, застрелил Дейва Шульца.
Джона Дюпона играет совершенно неузнаваемый в гриме Стив Карелл. В Дюпоне Карелла нет ничего комичного, хотя нас вынуждают над ним смеяться – он изо всех сил старается не быть типичным ребенком из очень богатой семьи, и даже в возрасте за сорок пытается доказать своей равнодушной маме (Ванесса Редгрейв), что у него есть свое дело (борьба), и он в нем успешен. Его якобы злит, что все люди, его окружающие, терпят его только из-за несметного богатства семьи Дюпон, но в то же время он сам не прочь купить друзей – что он и пытается сделать с Марком Шульцом (Ченниг Татум). А потом и с его старшим братом Дейвом (Марк Руффало).
Ожидаем Оскар за лучшую мужскую роль Стиву Кареллу и миниумм номинацию на Лучшую роль второго плана Марку Руффало.
Карта к звездам/Maps to the Stars (2014)
История нескольких голливудских судеб, собравшая в себе все возможное мыло: тут и девушка из прошлого (Миа Васиковска), и стареющая актриса без будущего (Джулиана Мур), и мальчик-капиталист, и шофер, мечтающий стать знаменитым (Роберт Паттинсон). Дэвид Кронненберг попытался рассказать нам о Голливуде то, что мы давно вроде бы знали. Тем не менее, Кронненберг – это Кронненберг, то есть Голливуд рано или поздно перестает быть нарядным, и становится кровавым. Джулиане Мур дали в Каннах приз за лучшую женскую роль - впрочем, на нее и без знания этого факта всегда приятно смотреть. Ждем фильм в прокате.
Поиск/The Search (2014)
К Хазанавичусу после оскароносного Артиста внимание пристальное – его военная драма Поиск была одним из самых ожидаемых фильмов кинофестиваля. Фильм наверняка покажут у нас в прокате, и пройдет он с несомненным успехом: россияне расстреливают чеченскую семью, сиротой остается маленький мальчик и его годовалый брат. Мальчик подкидывает малыша незнакомым людям, сам пешком, прячась от танков, идет в город, где встречает женщину-француженку, которая работает на ООН, помогает отстаивать права человека во время второй чеченской войны. Между ними развивается осторожная дружба, пока русские продолжают наводить в Чечне порядок. Француженку предсказуемо играет супруга режиссера Беренис Бежо, ее красота и обаяние, а также ребенок в кадре – прекрасные слагаемые прокатного успеха. Не говоря уже о том, что в фильме нет ни одного положительного персонажа русской национальности.
Левиафан (2014)
Фильм русского режиссера Андрея Звягинцева взял в Каннах приз за сценарий, хотя запросто мог бы рассчитывать на большее. Впрочем, нигде, ни в каких Каннах Звягинцева не смогут оценить так, как в России, или даже у нас. В пользу мэрии и продажного ненасытного мэра (Роман Мадянов) у главного героя (Алексей Серебряков) хотят отнять дом, землю и бизнес. Ему пытается помочь друг-адвокат из Москвы (Владимир Вдовиченков). Утихомирить героя и уговорить его сдаться пытается местный священник. «Власть надо уважать» - знакомо звучит, неправда ли? Трагичным финалом фильм окончательно стирает грань между кино и реальностью – реальностью, которая неведома каннской публике, и до боли знакома нам.