Китай Китай. Индивидуальное и коллективное
В PinchukArCentre проходит широкомасштабная тематическая выставка, призванная продемонстрировать "напряжение между индивидуальным и коллективным мышлением, которое не только определило историю Китая, но и продолжает влиять на современное общество, включая
“Коллективное”, понятное дело, старое и доброе. А "индивидуальное” для Китая – что-то запредельное и из всех рядов вон выходящее. Циничный реализм - вот что было противопоставлено китайскими художниками в 90-х царившему в культурно-революционном Китае соцреализму. Это противопоставление углубило разрыв между историей и современностью Китая, которому современность всегда была навязываема – извне. "В ответ была выстроена националистическая субъективность, основанная на идеях "анти-империализма", "анти-феодализма", и "анти-колониализма", сформулированных параллельно с рецепцией "западных" христианской и коммунистической субъективностей".
11 художников из трех разных поколений по задумке куратора Бйорна Гельдхофа должны прояснить украинцам проблему “коллективного и индивидуального” - Четверо художников создали новые работы специально для PinchukArCentre. Старшее поколение, пережившее культурную революцию с руководящим принципом Мао Дзедуна "искусство должно служить людям", - Ай Вэйвэй, Чжан Хуань и Чень Чжэнь.
Ай Вэйвэй, невыездной 55-летний художник, возглавляющий рейтинг (журнала ArtReview) самых влиятельных людей мира искусства, избравший, по его словам, занятия искусством как форму внутренней эмиграции, “привез” Сказку, Выкорчеванные и Велосипеды навсегда.
Инсталляция Сказка представляет из себя фото и видео-материалы проекта, для участия которого в выставке Documenta 12 в 2007 г. художник оплатил приезд из Китая в Кассель морем 1001 (1000 - это масса, 1 - индивид) читателю своего блога, Выкорчеванные - пни причудливой формы, которые могут символизировать как потерю истории и смерть, так и искоренение мешающей власти интеллигенции.
Инсталляция Чжан Хуаня Чжу Ганцян 12 посвящена чудом выжившей после землетрясения свинье Чжу Ганцян — домик с двумя свиньями, которым предстоит прожить в арт-центре до окончания выставки, заставила открыть окно в одном из залов ПАЦ.
Среднее поколение — Ян Фудун (видеохудожник), Сюй Чжэнь (автор инсталляций) и Сунь Юань и Пэн Юй (дуэт авторов перформансов).
Сунь Юань и Пэн Юй специально для проекта сделали инсталляцию Видеть недостаточно — клетку-куб, где 18 мужчин с завязанными глазами собирают и разбирают оружие. Суть в том, что люди могут прийти сюда, наблюдать за тем, что здесь происходит - и делать свои собственные выводы. Например, могут научиться здесь разбирать оружие, могут следить за скоростью и реакцией этих людей. То есть все зависит от воображения самих посетителей. Каждый может понять что-то для себя. (Сунь Юань).
Остальные участники выставки Китай Китай молоды, среди них Чжао Чжао, бывший ассистент Ай Вэйвэя. Если власть видит, что какая-то работа каким-то образом нарушает общественный покой в стране, то ее запрещено выставлять и показывать общественности. Если художник хочет что-то создать, то нужно рисовать подальше от центра, в тайном месте (Чжао Чжао). Его инсталляция Офицер как бы намекает на дон-кихотскую роль художника в современном обществе, изображает его бессилие и поражение как его силу и победу.
Чем привлекательно китайское современное искусство? "Симптомы потери истории, эпистемологического переворота, хаоса памяти, психологического раскола, характеризующие развивающиеся страны в переходный период, отражены в неестественном воображаемом, где каждый живет в каком-то своём личном пространстве. Здесь границы, пролегающие между субъективностью и повиновением, поспешно и бездумно стерты". – из одного текста о Китае. Но как будто про нас написано, не правда ли?
Выставка продлится до 6 октября.
Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Дмитрий Баранов