Цыпленок братьев Чепмен: Так шутят после Освенцима
В PinchukArtCentre снова британцы, но такие британцы, которые всем британцам британцы. Джейк и Динос Чепмен - из поколения 50-летних Юных Британских Художников.
Новизна и успех художественного движения YBAs в 80-90-х были связаны с отказом от серьезного взгляда на мир, с намерением, иронизируя, лишить его надежды, с риском быть понятыми в качестве критикующих современную цивилизацию (по их словам, они ничего не критикуют): "Искусство по определению бесполезно. У него не может быть никакой функции, его единственная функция – это существовать, существовать абсолютно безотносительно мира, но при этом – относясь ко всему миру сразу. Искусство должно разве что соотноситься с другим искусством, но ничего более” (из интервью Диноса Чепмен журналу ArtUkraine).
Перед входом в PinchukArtCentre очередь даже длиннее, чем обычно. На субботней дискуссии о выставке братьев – не протолкнуться. Любовь и ненависть, непонимание и жажда познания смешались в одном зрительском хороводе.
Что нужно сделать, чтобы тебя полюбили? Отомстить Гитлеру. Месть Гитлеру – супер-аттрактивное, то есть чрезвычайно эротически-привлекательное мероприятие. Что нужно сделать, чтобы тебя возненавидели? Прибить Рональда МакДональда к кресту. Что тоже, впрочем, будет выглядеть привлекательно…
Все зло мира – центральная инсталляция выставки – новый ландшафт их старого ада, посвящен Бабьему Яру, но чем он отличается от любого из их предыдущих Fucking Hell? То же самое, только страшнее? Или смешнее? То и другое?
,
Есть странное ощущение, что, например, их своеобразное улучшение (реконструкция) оффортов Гойи под названием Из тьмы потустороннего - это зависть к Гойе, попытка померяться с ним – чем? Или это все та же страсть “ ироничного лишения надежды”?
Художники говорят: “Какую бы работу Гойи вы не обезобразили, это уже не имеет значения. Потому что он уже сделал все, что мог. Он повлиял на все, до чего мог достать”. Супер-иронично…
%gallery2 6%
Ну и действительно смешная, как по мне, работа - Дерьмоспектива – картонные макеты старых работ Чепменов, передающие эволюцию их творчества. Впрочем, влияние YBAs, с их ироничностью и аттрактивностью, в художественном мире, похоже, истощилось до некоторой степени. Новые художники, которые получают признание, как в самой Великобритании, так и на международном уровне, в массе своей, стали намного более серьезными.
%gallery6 13%
Так, британцы (и европейцы вообще) довольно серьезно восприняли то, на что намекал директор Эрмитажа Пиотровский, защищаясь от разгневанных граждан и прокурорской проверки – “когда художественная провокация становится политической или кощунственной, она перестает быть искусством”… Для европейцев такое заявление вряд ли является фактом. По поводу скандала с выставкой в Эрмитаже Чепмены заявили ВВС: "Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки Конец веселья в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме - особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения. P.S.: не забыть: в Россию больше ни ногой", - дописали веселые художники.
И правда – зачем веселым художникам туда, где действительно с надеждой на спасение – очень туго, где шуток не понимают, а за нешуточное искусство – сажают в тюрьму.
Мы же с вами живем в удивительном месте, куда едут стареющие (извините) звезды, как в последнюю обитель, где еще никто не догадывается, что молодая уже не молода, что художественная сцена их страны и мира уже “кажется, повернулась спиной к ироническим шуткам и личным признаниям” (из британской прессы).
У нас есть специальная организация, предоставляющая возможность лицезрения закатывающихся постмодернистских насмешливых звезд с многомиллионными карьерами, которым уже ничто не может навредить. Потому что смеяться над злом – золотая жила, попытка визуализировать ад, по признанию авторов, не имеет предела – "Эта работа никогда не закончится – в нее всегда можно добавить что-то похуже".
Шутить про зло не вредно, не опасно, и очень эффективно для карьеры (на заметку молодым, ориентированным на карьеру, художникам).
Выставка – до 21 апреля в PinchukArtCentre
Фото: Ольга Комисар