Отвоевание истинного публичного, как намерение

О выставке Лады Наконечной и Никиты Кадана ПРОЕКТ в рамках программы Временная галерея Kyiv Pop-Up Gallery.

Отвоевание истинного публичного, как намерение

Жил – был Гай Цильний Меценат - всадник, личный друг императора Октавиана  Августа. Убеждённый в необходимости монархического правления в Риме, Меценат много раз выручал будущего императора в перипетиях гражданской войны, устраивал примирения, успокаивал народные волнения, разрушал замыслы политических оппонентов.
Впоследствие Гай Цильний часто вел государственные дела в отсутствие Октавиана, помогал ему устраивать государство и упрочивать власть. Еще он был покровитель искусств и даже как бы министр культуры. Своей близостью к Августу он пользовался, в частности, чтобы хлопотать за Вергилия и защищать поэта от центуриона. Горацию он подарил одно из своих поместий.
Имя этого господина стало нарицательным. Им  называют того, кто безвоздмездно поддерживает искусство.
В советском прошлом слово это было подзабыто, так как все заботы о культурном достоянии были в ведении государства. Именно государство предоставляло специальную защиту этой профессиональной деятельности при условии, естественно, полного и безоговорочного растворения в государственной идеологии.
Как известно, идеология потерпела крах, а государство развалилось.
Молодое незаслуженно-независимое “демократическое” государство Украина уже более 20 лет не может сообразить, что же является его культурным достоянием, что оно должно сохранять и развивать. В этих новых, неведомым образом свалившихся на его голову, условиях, государство Украина предпочитает зарыть голову в песок и “не видеть проблем”. Не сообразивши, в головой в песке, не может стать, собственно, государством. Питается останками тех самых мертвых развалин.
Но у культуры свои законы. Она бессмертна. И если государство не имеет ума и воли, приходят другие. Разные богатые люди.
Желающие повернуть культуру туда, куда им, разным, надо.
Взять себе. Так возвращаются на сцену меценаты. Им, впрочем, тоже не чужды останки, они может даже когда-то были комсоргами, но в определенный момент почувствовали вкус к деньгам и к красоте. Осознали простую истину - «Пока вы не полюбите вещь, вы ее не продадите» и создали бизнес. Helen Marlen Group, к примеру. Успешный бизнес позволил заглянуть и на “рынок contemporary art”. Как сказал начинающий коллекционер и меценат Михаил Кавицкий - “Приятно находиться в красивом, а если это эстетика с содержанием, приятней вдвойне”.

Отвоевание истинного публичного, как намерение
Отвоевание истинного публичного, как намерение

В поисках “эстетики с содержанием” меценат Михаил Кавицкий вместе с арт-менеджером Владимиром Кадыгробом (Кураторская группа Kadygrob & Taylor art projects) обратились к украинским художникам Ладе Наконечной и Никите Кадану.  Так возник проект Проект и в старом реконструируемом доме на Павловской открылась выставка – “реакция на кризис “проектного мышления”.

“В своих работах художники исследуют трансформацию социалистического города в неолиберальный, раскрывая фасадность этого процесса и шаткость “обновленных” структур”.  Невозможно не согласиться с ними в том, что “в большинстве случаев, когда речь идет о развитии города, люди думают только о своих интересах и забывают о целостности места, как функциональной, так и эстетической”.
Беспризорный город.
Но такое же ощущение беспризорности и от самой выставки.  Красивое умное беспризорное искусство, в зубы которому заглядывают оценщики.
Неизвестно – кому адресовать упреки. Нет никого. То есть, в наличии как будто - художники, институция, меценат. Каждый из них сделал, что мог, и наверное – что хотел. Встречи или спора, однако, между ними не произошло. Общего или спорного не нашлось. Зрителю показали прекрасные намерения и прекрасные работы, которые вполне могут пополнить коллекции «эстетики с содержанием»
Kadygrob & Taylor art projects сообщает о том, что Kyiv Pop-Up Gallery – некоммерческий проект, возможно, делая вид, или правда не догадываясь, что символический консьюмеризм является еще более коммерческим, чем косьюмеризм реальный.

%gallery 3 8%

Кто отвечает за явление искусства миру? Если, как говорит Агамбен, «модель современного мира – Освенцим», то как на него смотреть?
Эмансипация человека от жестких нормативов предполагает что?

Тут, похоже, следует признаться в лингвистической беспомощности..
Не получается рассказать о художественных достоинствах, внеэкономическом, интеллектуальном качестве представленных на выставке работ. Эти достоинства, вроде как находящиеся прямо передо мной, тем не менее скрыты от меня спинами покупателей – коллекционеров. Что причиняет мне немало страданий. Страдание – весь комплекс того, как мы чувствуем, того, как мы говорим, того, как мы думаем, того, о чем мы не знаем в себе, того, чего мы хотим.

Завтра  - последний день работы выставки.
Адрес:  ул. Павловская, 9 (вход со двора)

Фото: Константин Стрелец, Ольга Комисар


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK