Нормандия в живописи в НХМУ: мир еще прекрасен
В Киев приехала коллекция Нормандия в живописи, собирание которой, инициированное в 1992 году Региональным советом Нижней Нормандии, имеет одной из своих целей подтвердить влияние пейзажей северо-запада Франции на историю искусства и развитие импрессионизма.
Коллекция состоит из работ известных, и не очень, художников, испытавших на своем творчестве влияние собственных впечатлений от гения* Нормандии.
Слово Нормандия имеет чудесное свойство говорить одновременно о викингах, Бальбеке, море, камамбере, импрессионизме, французском искусстве жить и Втором фронте, но при подходе к Музею возникает новая тема – прекрасный белый автомобиль. Компания Пежо – Украина спонсирует проект и проявляет чудеса инженерной, художественной и рекламной мысли, втаскивая машину наверх ко входу в Музей и размещая на траве под деревом, как бы предчувствуя, что многочисленные посетители, соскучившиеся по шедевральной живописи в красивых рамах, не смогут пройти мимо, обязательно сфотографируются с Пежо, поделятся фотографиями с друзьями, делая прекрасному белому автомобилю бесплатную рекламу.
Давняя история
Нормандские французы когда-то были викингами. Герцогство Нормандия было создано викингом Роллоном и много раз являлось предметом военных кровопролитных споров и переходило от Англии к Франции и обратно. Если верить Шекспиру, датчане восхищались нормандцами и тоже были не прочь повоевать за эти земли:
Здесь был, два месяца тому назад,
Один нормандец. Я французов знаю:
Сам был в походе против них и видел,
Что на коне французы молодцы.
Но это был как будто чародей.
К седлу, казалось, он прирос и лошадь
К таким чудесным принуждал движеньям,
Что он и конь его как будто были
Одно творение. Его искусство
Так превзошло мое воображенье,
Что я его скачков и оборотов
Постичь не в силах.
Недавняя история
Нельзя себе позволить не упомянуть, что в Нормандии в 1944 открылся долгожданный Второй фронт. Первая высадка союзников, окончившаяся принесением в жертву множества американских, английских и канадских солдат, получила скромное название “тестирование”. Вторая массированная высадка существенно повлияла на исход Второй мировой войны.
Искусство
Писатель Марсель Пруст бывал в нормандском городке Кабур, получившем в романе “В поисках утраченного времени” название Бальбек. Много страниц романа посвящено описаниям его впечатлений от нормандской природы, маленьких городков французской провинции и их обитателей. Во втором томе (“Под сенью девушек в цвету”) Пруст пишет о знакомом героя романа - художнике по имени Эльстир (персонаж, собранный из Огюста Ренуара и других, возможно тех самых, работы которых можно увидеть на выставке).
Похоже, Пруст ценил те моменты, когда ему “случалось благодаря световому эффекту принимать более темный кусок моря за отдаленный берег или радостно созерцать синюю и текучую полосу, не зная, принадлежит ли она морю или небу”, но очень скоро “рассудок восстанавливал ту грань между стихиями, которую разрушало восприятие”. Содержание занятий изобразительным искусством он видел в тех редких мгновениях, “когда мы видим природу такой, как она есть, поэтически”, когда художник, “сравнивая землю с морем, стирает всякую грань между ними”, возвращая восприятию то, что было отнято у него рассудком.
“Рисуя пейзажи, художник рисует язык, на котором он говорит.
В романе Пруста представлена языковая лаборатория французского импрессионизма, воплощённого в Эльстире. Эльстир пишет свои картины по-французски. Пруст рисует его опыт”.
И немного о французском искусстве жить:
Любить то место, где ты живешь, вместе с его непростой историей, любить его как предмет пререканий двух соседних держав, любить его как холодное, и как море, как пустынное и как наполненное жизнью. И как границу, и как яблочные плантации, и как камамбер.
Выставка – до 28 октября
*Природная склонность к определенным вещам