Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта
В Национальном Художественном Музее Украины проходит выставка, которую можно назвать музыкальной из-за царящей там полифонической гармонии.
![Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта](https://afisha.bigmir.net/i/21/78/00/7/2178007/cb342c3a49c24ae4d8141aac1d3e0c1f-quality_75Xresize_crop_1Xallow_enlarge_0Xw_790Xh_445.jpg)
В книжке итальянско – норвежского режиссера и теоретика театра Эудженио Барбы Бумажное каноэ (путеводитель по театральной антропологии) есть глава, которая называется Энергия, или скорее мысль. “Никогда больше не скажу это слово” – говорит он о слове “энергия” и целую главу посвящает именно этому. Говорит об энергии, как разнице потенциалов, как о готовности к действию и переходе от намерения к его исполнению. Вот этот момент перехода и есть главным делом мысли.
Барба, впрочем, пишет об актере – движущемся живом существе, а мы тут рассматриваем выставку статичных объектов. Но мы, посетители, произведя работу, на этой конкретной выставке, можем наблюдать движение, которое восстает из статики. Возможно, все дело не в объектах, а в кураторской мысли?
Возможность наблюдать - как древнерусские и барочные иконы начинают звучать в присутствии чисел (“В направлении счета” Романа Опалки) - я лично воспринимаю просто как подарок. Что может быть лучше подарка?
![Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта](https://afisha.bigmir.net/i/21/78/00/7/2178007/fb7d9dcf939d9daec51e06385c8b437d-quality_75Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_800Xh_0.jpg)
Сакрализованная предметность в виде украинского светского парадного портрета, во взаимоотношениях с Без названия (Голова) и Без названия (Надгробный портрет) Зузанны Янин, становится персонажем неразыгранной драмы, готовой случиться сразу после твоего ухода. Романтическое одиночество автопортрета Тараса Шевченко приоткрывается миру через графическое пространство Потенциирования Станислава Дружджа.
![Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта](https://afisha.bigmir.net/i/21/78/00/7/2178007/867a9e349f09c4bb39c29773013d06d9-quality_75Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_800Xh_0.jpg)
Немного дольше задержимся на “правде жизни”, то есть, собственно говоря, на основной части коллекции НХМУ – реалистической. Тут к Вашему постоянному вниманию то, что казалось актуальным и ценным основателям Музея, то, что ни в коем случае не должно было меняться.. “Реальное”, оно же и в Африке “реальное”, не правда ли? “Правда” – говорит польский художник Павел Альтхамер – одевает скафандр и ложится в металлическую капсулу, то ли лодку, то ли гроб, то ли космический корабль. Он это сделал в 1991 году, тогда капсула и скафандр должны были воплощать тело и душу. Или могли быть гробом и телом, и в этом случае история была – про смерть. В 2009 году художник снова одевает нечто похожее на костюм космонавта и вместе с ним в такие же золотые комбинезоны оказываются облачены его соседи по многоквартирному дому в Варшаве. Все вместе они летят на самолете польской авиа-компании LOT в Брюссель (и гуляют там целый день в своих прекрасных костюмах), в честь двадцатой годовщины социально - политических перемен в Польше. Самолет, также выкрашенный в золотой цвет, кстати, до сих пор участвует в регулярных авиа перелетах (возможно, некоторые из вас знают, о чем я говорю)). Золотая экскурсия призвана была стать свидетельством системных изменений в польском обществе и в каждом из поляков.. , но при этом воспринималась, конечно, как неожиданная, и даже немного хулиганская, выходка.
![Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта](https://afisha.bigmir.net/i/21/78/00/7/2178007/a69f7b14a4b6628c0491bdb31a1e978b-quality_75Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_800Xh_0.jpg)
Скафандр и металлический гробик-лодка Альтхамера в реалистическом зале НХМУ как будто немного сдвигают представления о реальном, а привычка к реальности, как стабильности и неизменности, хочет все вернуть на место, возникает та самая, упомянутая выше, разница потенциалов, а вместе с ней энергия, способность работать.
Выбор поляков (Польского Института, Галереи Захента и ЗСМ Замок Уяздовский) в качестве партнеров в проекте безошибочен, пожалуй только через такого, концептуального и интеллектуального, Другого, украинское искусство в состоянии увидеть себя – в Другом, узнать себя - Другим, еще не известным самому себе.
![Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта](https://afisha.bigmir.net/i/21/78/00/7/2178007/2907c18ee27a4a876d31bd2030859e5a-quality_75Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_800Xh_0.jpg)
Куратор выставки Микола Скиба говорит о «смысловой логистике», необходимой для путешествия из прошлого в будущее, об инструментарии концептуализма, используемым авторами проекта для прочтения универсальных культурных кодов, а для меня выставка становится тем самым «Другом, без которого я не хочу». Скиба говорит о грузе культуры, который нести не легко, но делает его «силой кураторской мысли» легким и приятным – для меня. Каждому пришедшему на выставку желаю его собственной легкости и приятности, обещать могу только одно – выставка намного больше и интереснее этого текста.
Напоследок замечу, что данная выставка (может быть, единственная) есть превосходной альтернативой огромной Арсенале 2012.
Выставка работает до 7 сентября