Культурный груз в НХМУ: энергия контрапункта
В Национальном Художественном Музее Украины проходит выставка, которую можно назвать музыкальной из-за царящей там полифонической гармонии.
В книжке итальянско – норвежского режиссера и теоретика театра Эудженио Барбы Бумажное каноэ (путеводитель по театральной антропологии) есть глава, которая называется Энергия, или скорее мысль. “Никогда больше не скажу это слово” – говорит он о слове “энергия” и целую главу посвящает именно этому. Говорит об энергии, как разнице потенциалов, как о готовности к действию и переходе от намерения к его исполнению. Вот этот момент перехода и есть главным делом мысли.
Барба, впрочем, пишет об актере – движущемся живом существе, а мы тут рассматриваем выставку статичных объектов. Но мы, посетители, произведя работу, на этой конкретной выставке, можем наблюдать движение, которое восстает из статики. Возможно, все дело не в объектах, а в кураторской мысли?
Возможность наблюдать - как древнерусские и барочные иконы начинают звучать в присутствии чисел (“В направлении счета” Романа Опалки) - я лично воспринимаю просто как подарок. Что может быть лучше подарка?
Сакрализованная предметность в виде украинского светского парадного портрета, во взаимоотношениях с Без названия (Голова) и Без названия (Надгробный портрет) Зузанны Янин, становится персонажем неразыгранной драмы, готовой случиться сразу после твоего ухода. Романтическое одиночество автопортрета Тараса Шевченко приоткрывается миру через графическое пространство Потенциирования Станислава Дружджа.
Немного дольше задержимся на “правде жизни”, то есть, собственно говоря, на основной части коллекции НХМУ – реалистической. Тут к Вашему постоянному вниманию то, что казалось актуальным и ценным основателям Музея, то, что ни в коем случае не должно было меняться.. “Реальное”, оно же и в Африке “реальное”, не правда ли? “Правда” – говорит польский художник Павел Альтхамер – одевает скафандр и ложится в металлическую капсулу, то ли лодку, то ли гроб, то ли космический корабль. Он это сделал в 1991 году, тогда капсула и скафандр должны были воплощать тело и душу. Или могли быть гробом и телом, и в этом случае история была – про смерть. В 2009 году художник снова одевает нечто похожее на костюм космонавта и вместе с ним в такие же золотые комбинезоны оказываются облачены его соседи по многоквартирному дому в Варшаве. Все вместе они летят на самолете польской авиа-компании LOT в Брюссель (и гуляют там целый день в своих прекрасных костюмах), в честь двадцатой годовщины социально - политических перемен в Польше. Самолет, также выкрашенный в золотой цвет, кстати, до сих пор участвует в регулярных авиа перелетах (возможно, некоторые из вас знают, о чем я говорю)). Золотая экскурсия призвана была стать свидетельством системных изменений в польском обществе и в каждом из поляков.. , но при этом воспринималась, конечно, как неожиданная, и даже немного хулиганская, выходка.
Скафандр и металлический гробик-лодка Альтхамера в реалистическом зале НХМУ как будто немного сдвигают представления о реальном, а привычка к реальности, как стабильности и неизменности, хочет все вернуть на место, возникает та самая, упомянутая выше, разница потенциалов, а вместе с ней энергия, способность работать.
Выбор поляков (Польского Института, Галереи Захента и ЗСМ Замок Уяздовский) в качестве партнеров в проекте безошибочен, пожалуй только через такого, концептуального и интеллектуального, Другого, украинское искусство в состоянии увидеть себя – в Другом, узнать себя - Другим, еще не известным самому себе.
Куратор выставки Микола Скиба говорит о «смысловой логистике», необходимой для путешествия из прошлого в будущее, об инструментарии концептуализма, используемым авторами проекта для прочтения универсальных культурных кодов, а для меня выставка становится тем самым «Другом, без которого я не хочу». Скиба говорит о грузе культуры, который нести не легко, но делает его «силой кураторской мысли» легким и приятным – для меня. Каждому пришедшему на выставку желаю его собственной легкости и приятности, обещать могу только одно – выставка намного больше и интереснее этого текста.
Напоследок замечу, что данная выставка (может быть, единственная) есть превосходной альтернативой огромной Арсенале 2012.
Выставка работает до 7 сентября