Читай, запоминай, слушай: свежие пластинки (ВИДЕО)
О новых доходчивых альбомах повзрослевших героев авант-фолка.
CocoRosie ‘Tales Of A Grass Widow’ (City Slang)
Когда в середине 00-х сестры Бьянка и Сьерра Кэсиди взлетели на музорбиту, они попали в категорию «гениев не от мира сего» со своей странной, одновременно угловатой и изощренной музыкой, сочетающей лоу-фай, шероховатость и возвышенную красоту. Сегодня CocoRosie прямее, доступнее. Только появившийся пятый лонгплей Tales Of A Grass Widow (официально выходит аж в мае) - их самая «поп-ориентированная» запись.
Обрывки индустриальных конструкций с самыми разными шумами, эксцентричным фолком, трансляциями «поломанных шарманок» как бы выровняли, расчесали. Ритм не кажется арегулярным и переменным явлением. Kак и на паре предыдущих дисков, CocoRosie осознанно заигрывают с хип-хопом, битбоксингом, случается и чистый пульс.
Все их любимые клавесины, аккордеоны, колокольца, флейты, арфы на месте, но вот случайных шорохов, скрипов, сипов, радиопомех и прочего в том же духе поменьше. Вернее, это звучит как организованные пьесы сказочного оркестрика, а не его же намеренно расстроенная, сбитая с тона и логики версия. Также гораздо реже девушки пользуются контрастами – опереточный вокал одной против детско-лилипутского другой (они чаще нормально поют в противовес былым стенаниям и блеяниям), покорёженная механика против поднебесных классических рулад (теперь одно подтянуто к другому, в близких спектрах).
В общем, выбивать пробки в мозгах, потрясать нынешние Бьянка и Сьерра вряд ли хотят, в 2013-м CocoRosie – не аномальная группа. Но вот редкостным чудом, сюрреалистическим волшебством их музыка по-прежнему остается. Просто баланс сдвинут от ассиметричных, будоражащих, почти патологических torch-songs к феерической фолькотронике, безопасному weird-folk’y.
Только не подумайте, что здесь собрались вас умилять - минора, потусторонне-мистического начала и серьезных тем (детское одиночество, насилие над детьми же, жизнь после смерти) на Tales Of A Grass Widow достаточно.
Devendra Banhart ‘Mala’ (Nonesuch)
Свежий альбом одного из зачинателей New Weird Americana, фрик-фолка Девендры Банхарта, кстати, друга обозначенных выше CocoRosie, называется Mala. Что это обозначает, как вы думаете? Ударение на последний слог. Получается, ага, «мала», то есть, «маленькая», «малышка», если по-украински. И по-сербски. Слово, собственно, относится к сербской девушке Банхарта - Ане. Возможно, поэтому диск звучит, ну прям, упоительно нежно, светло, расслабленно-идиллически.
То есть, и раньше Девендра, бывало, подобно выступал, но все-таки не настолько. Ведь здесь можно забывать о приставках «фрик» или «психо» (за редким исключением) - благостные тихие акустические сингер-сонграйтерские кружева. Совсем вроде бы простые, однако это не так: изюминок, тонких нетривиальных ходов полно. Главный штрих – серьезный крен к испано-латиноамериканским акцентам. Снова-таки, не впервые для артиста (в том числе, пение на испанском), учитывая, что его мама из Венесуэлы, только на Mala особенный ракурс. Тут: будто бы фламенко и болеро, разреженные до состояния пара - он медленно и лениво струится в темный воздух прекрасным штилевым и романтическим вечером в Каракасе. Едва слышимые серенады от засыпающего бородача с гитарой в гамаке.
Конечно, местами Девендра поддает немного странностей, шумов, переходит на фальцет, немецкий язык(!) или вдруг в одной песне заводит электронный бит. К тому же его тексты традиционно ироничны, иногда с налетом сюрреализма. Но в целом, эксцентрике не место на нынешнем альбоме. Очень хорошем альбоме.
Владимир Сиваш