Меломанам под елочку: пара стоящих текущих пластинок
Даже меняя парадигму, хорошие артисты остаются таковыми. Свежие альбомы Джима Джеймса и Джеймса Ферраро.
Jim James ‘Regions Of Light And Sound Of God’ (ATO)
Чрезвычайно мягкая и приятная, с блуждающей улыбкой на лице прогулка по воображаемому побережью на далёкой планете, заснятая на 8-миллиметровую камеру когда-то давным-давно в прошлом. Саундтрек к плавному сафари по записям на зернистую монохромную пленку с растекающимися фонами и лёгким галлюциногенным эффектом, ангельским trippy-вайбом. Свободная соулфул-блажь и тихий интровертный гедонизм.
Такой чарующей, гармоничной и в то же время очень стильной сработал свою формально дебютную сольную пластинку лидер известной американской инди-рок-группы My Morning Jacket Джим Джеймс (официально альбом выходит в феврале 2013-го). Никакого рока, конечно, здесь нет. Славная параллельная реальность, будто странные и по-своему обворожительные песни из потерянных архивов спейс-соула, психоделического ритм-н-блюза, старой островной экзотики и такого себе «пришибленного» фолк-прога. Dreamy, hazy, smoky. Фальцет, оркестровки, саксофон, аналоговые органы, сильно замедленный соул-фанковый и ритм-н-блюзовый грув, вдруг лоу-файное slo-mo-disco, вплывающее в органическую волну из баса, эхо и ретрофутуристических спейс-поповых иллюзий.
Джим Джеймс хотел музыку, словно из эпохи, которую невозможно ухватить и определить - из прошлого будущего. Не знаю, как на сей счет, но удивительный ареальный мир, притягательную псевдоявь ему сотворить удалось.
James Ferraro ‘Sushi’ (Hippos In Tanks)
Самая доступная, ясная и слушатебельная, однако по-прежнему толково смастеренная пластинка одного из важнейших музыкальных умов последней полудекады Джеймса Ферраро. Он уже, в принципе, перешагнул ранг малопонятного андеграундного фрика, превратившись в почитаемого постмодернистского концептуалиста, двинувшись от ранних туманно-сюрреалистических/психоделических записей к мультитекстурным, снова «смытым» и ироничным, но более вразумительным коллажам. А в течение 2012-го так и вовсе под вывесками Bebetune$ и Bodyguard проложил путь на территории инструментального хип-хопа и футуристического R’n’B – правда, все с теми же своими звуковыми закидонами.
Так вот, на новом альбоме Sushi концептуализма, фирменных приемов-закидонов с витиевато закрученными пластами препарированного поп-шлака прошлого, слоистой и мглистой дроун-гипнагогии как раз менее всего. Sushi продолжает забавы Ферраро с хип-хопом, R'n'B и некоторыми другими современными жанрами. Без лоу-файного марева, зато с гораздо более четкой канвой и даже некоторой танцевальностью. Джеймс и тут показывает себя отменным продюсером/саунд-мейкером. Калейдоскопический сбивчивый хип-хоп и chiptune-funk. Посеченный лазерами, мелконарезанный из сэмплов (снова немало отбросов 80-90-х) R’n’B и удаленное потрескивание футворка. Ссылки на линии лейблов Night Slugs и Brainfeeder да работы артистов Hudson Mohawke и Rustie. Все вместе - андроидный дэнс в картонной футурологической забегаловке, где подают… суши из покрошенных кристаллов. Да, в отличие от упомянутых Ферраро явно озорничает, доставляет развлечение и игривые нотки. Что не отменяет его ума и изобретательности.
Владимир Сиваш