Последний Большой Альбом осени – Культ Скотта Уокера
Рецензия музкритика Афиши bigmir)net на свежую пластинку знаменитого Скотта Уокера.
Scott Walker ‘Bish Bosch’ (4AD)
Пугающая пустота или минимальное мерцание в кромешное тьме, накапливающее невидимое, но внутренне ощутимое напряжение, тревогу, - и вдруг брутальный клин, всплеск. Монотонное плутание по ужасающе безлюдным искривленным дорогам с иррационально разбросанными камнями, впивающимися в тело, - и неожиданный провал в гулкую жуткую пещеру, затем – в мотающую, колющую осколками воронку. Вспышка, стоп. Снова пустота, оцепенение, нечеткие образы, саспенс. Блуждающий посреди этих сумрачных, холодящих кожу, обморочных пейзажей проповедник-магистр прекрасным поднебесным голосом выпевает-вычитывает красивейшие (анти) гимны. Но не заблуждайтесь – они тоже о темных, мистических, параноидальных или же болезненных вещах.
Шесть лет прошло с момента выхода предыдущего поразительного альбома The Drift великого певца чародейственного нуара Скотта Уокера – давным-давно (почти полстолетия назад) поп-исполнителя, сделавшего, однако, имя все-таки в качестве маргинальной иконы. Свежий лонгплей Bish Bosch (Bosch – скорее всего Босх, который Иероним) продолжает тот же самый по-колдовски завораживающий путь. Продолжает дальнейшее погружение в авангард и готовку характерной зомбирующей микстуры. Ее воздействие базируется на неуютных «вставляющих» контрастах. Экспериментальный, иногда шокирующий звукоряд против возвышенно-патетичного песнопения. Зияющие дыры, настораживающая тишина против интенсивных коловоротов, припадков шума. Однотонный клокот против синусоидных зигзагов. Спиритаульное, нечто из тонких материй против грубого, животного.
Угрожающий трайбл, нойзовые подложки, рваные индустриальные саунд-ландшафты, атональные скрипичные зарубы, жесткие гитарные риффы и перкуссия, натурально выстроенная из звуков ударов друг о друга мачете или долбления зубила (правда). А то вдруг духовые фанфары, помпезные горны, гавайская гитара эпизодом или оркестровый вихрь. Даже в удивительном тембре Уокера сочетается ангельское притяжение и студеный инфернальный магнетизм. Картину дополняет специфическая поэзия Скотта о контроверсивности библейских догм, диктаторах XX-го века, местах укрытий нацистов после войны и далее в таком же духе.
Редкостная пластинка. Вне времени и уж тем более вне понятий современной музинсдустрии.
Владимир Сиваш