Один день на фестивале Chernihiv Jazz Open
Музобозреватель Афиши bigmir)net съездил на третий фест Chernihiv Jazz Open: отдохнул и поделился впечатлениями.
Понятно, что организовать мощный по лайн-апу фестиваль, тем более на ниве, некоммерческого, по сути, направления музыки, да еще и не в столице или одном из миллионников, крайне тяжело. Что касается Chernihiv Jazz Open, мероприятие, которое проводилось всего третий раз, устраивается практически энтузиастами, насколько знаю, без какого-либо спонсорского финансирования и все такое. Так вот, ясно, что созвездия именитых западных артистов следует там же, на Западе, и искать. Здесь же должно быть благодарным хотя бы за одного «дальнего» гостя – французов Paris Combo. Но лично я, отдавая отчет в вышесказанном, направлялся даже не за ними (хотя и состою с парижанами в товарищеских отношениях). Ехал за легкостью, атмосферой, приятным уик-эндом, хорошей музыкой – просто хорошей «без имен», без известных строчек на афишах, когда можно отключиться и воспринимать с чистого листа без давления авторитета. Именно это и получил.
Во-первых, Чернигов. Как и в случае с известным южным мероприятием схожего толка, половину будущей славы фестиваля составит место его проведения. Аура, тихая красота сего места, радостно-безмятежное настроение, им вызываемое. Через 130 км и полтора часа от интенсивной столицы попадаешь в мирный град с сосредоточенными в пределах небольшого центра десятком старинных церквей, историческим Парком-Валом над Десной и центральным проспектом (Мира), на котором разлито умиротворение, а не кипящий круговорот, и которому даже некоего шарма придают атрибуты советского прошлого.
Как раз на проспекте Мира состоялся так называемый Джаз-Парад, одна из умилительных изюминок Chernihiv Jazz Open. Умилительных в том смысле, что в этом виделся, опять же, чисто энтузиастский и дебютантский порыв. Однако в данной легкости, необязательности, наивности и соль. Юморные транспаранты (да-да) подобно Золотому теленку Ильфа и Петрова, дети с шариками, бабушки с флажками, конечно, много молодежи. Впереди - оркестр Военно-музыкального центра Сухопутных войск ВСУ. Одетый в ретро-стиле и исполняющий нечто среднее между военными маршами и ранним джазом первой половины прошлого века. Специально или нет, но в точку – ведь в Новом Орлеане примерно 110 лет назад джаз, среди прочего, возник и от музицирования военных маршинг-бэндов, срывавшихся с бравурного духового строя в вольные рэгтаймы. Их шествия на протяжении следования обрастали людьми, в конце превращаясь в карнавал. В Чернигове, продвигаясь под аккомпанемент веселья и улыбок прохожих, все закончилось концертом на так называемой Зеленой Сцене – напротив музыкально-драматического театра имени Шевченко. Любопытно, что в 30 метрах позади Зеленой сцены располагается здание Черниговской областной администрации. Но ни один из… двух (!) милиционеров никак не отреагировал на такое шумное соседство.
Упомянутый театр Шевченко – главная локация феста. Тут состоялись два вечера с основными концертами. Попав на второй и главный, застал местных ребят Jazz inЖир, киевлян Руслан Егоров бэнд и, собственно, Paris Combo. Черниговские парни Jazz inЖир, стартовавшие ровно год назад на предыдущем Chernihiv Jazz Open, держались, скорее в силу возраста, скромно, но играли вполне прилично. Кстати, из всех трех коллективов они выдали наименее развлекательную, и наиболее глубокую, исследовательскую версию джаза. Особенно, конечно, стоит выделить клавишника Бориса Кузьменко – молодой человек своими соло-партиями сразу взял в оборот зрителей. Зал, между прочим, был заполнен практически полностью, чего абсолютно не ожидал. Но пришли, я так понимаю, все – арт-прослойка, элита, хипующая молодежь, колоритные пенсионеры. Впрочем, встретить в антракте приятелей-киевлян, например, известного ди-джея и муздеятеля Костю Мишукова или еще раньше на проспекте Мира другого не менее знатного ди-джея и деятеля Ваню Дербастлера, тоже оказалось возможным.
Квартет Руслана Егорова в строгих пиджаках и «накрахмаленных» белых/черных рубашках, в отличие от черниговских юношей, наоборот, с момента появления выказывал солидность и даже определенный шик. Оно и понятно – бэнд исполнял множество стандартов с оттенком утонченной роскоши «золотой американской эстрады» 50-60-х. Все эти костюмы, филигранное исполнение, само собой, вокальная манера Руслана Егорова – дух «крысиной стаи» Синатры-Кросби или мягкие флюиды бразильцев Жобима-Велозу витали в воздухе наравне с изысканной и вместе с тем легкой джазовой трактовкой.
Ну и, Paris Combo были… как Paris Combo. Чрезвычайно обаятельны, милы, искрометны и одновременно душевны. Яркие, запоминающиеся и в тот же момент мимолетные, необязательные. Более «французистую» группу, в общем-то, непросто отыскать. Свинг, джаз-мануш, уличный шансон, взвинченный мюзет, мультикультурный замес с встречей на Площади художников на Монмартре - все только вокруг да около джаза. Но публике до сего, конечно, дела не было. Шарм Белль Дю Берри, в финале таки заставившей театр танцевать, и 20 лет матерого концертного опыта Дэвида Льюиса сотоварищи свое дело сделали.
После шоу в гримерке Белль сказала мне, что они даже не ожидали такого приема, и выглядела очень довольной. Чернигов казался еще более довольным растекающимися по городу людьми. Кто-то направлялся на after-party с джем-сейшном и ди-джеями в арт-паб Vareniks, кто-то просто гулять на ночной Вал и проспект. Отдав лишь несколько минут первому счел более правильным и отвечающим настроению завершением поездки все-таки второй вариант.
Владимир Сиваш