ОМКФ 2017: Сирота французская и Сергей Лозница
За пару дней до финала смотрим еще пару конкурсных работ и новый фильм Сергея Лозницы Кроткая.
Утро нас не встречает прохладой, вот уже который день в 10 утра на фестивальной площади начинается настоящий гриль, от которого лучше прятаться в прохладном кинозале, изредка выползая на свет ради кофе. Но сегодня я еще не знала, что меня ждет адское мучение в виде участника Международного конкурса – фильма Иней/Frost совместного производства Литвы, Франции, Польши и Украины. И перед тем, как идти на него стоило все-таки учитывать хронометраж – 120 минут, которые длились целую вечность.
Сюжет, вроде, обнадеживает. Двое молодых литовцев Рокас и его девушка Инга соглашаются перевезти в Украину бус с гуманитарной помощью для военных в зоне АТО. Они едут в незнакомую страну (на литовских номерах), где идет война, зная только русский язык и с номером телефона в кармане некоего Андрея. По приезду в Киев пара не находит нужный волонтерский пункт и отправляется в Днепр, где их ждет Андрей. Здесь герои остаются на ночь в дорогом отеле, где знакомятся с иностранными журналистами и проводят ночь за рассуждениями о войне и вечных ценностях. Кстати, одну из журналисток сыграла Ванесса Паради, она же изображена на постере фильма, но в фильме ей отведено от силы минут 10. Да и вообще непонятно, как актрису заманили в этот проект. Смеемся, что обошлось без постельной сцены, потому что денег на секс уже не хватило.
После ночи в Днепре Рокас и Инга отправляются в зону боевых действий, чтобы все-таки доставить груз. Чем ближе к линии фронта, тем чаще они встречают военных и проходят блокпосты. На одном из них герои ведут беседы с нашими солдатами о том, почему и зачем те воюют. В этих сценах снялись настоящие военные, но фильм это, к сожалению, не спасает. Во время разговоров любопытный Рокас все пытается выяснить, что же происходит на Донбассе и кому все это надо. Начиная со второго часа этого шедевра, я уже толкусь в своем кресле, пью воду, что-то грызу, пытаюсь не спать и периодически тихонько говорю вслух, что фильм ужасен. Последние 10 минут сводят хоть какие-то позитивные посылы на нет. Самая уверенная «двойка» ОМКФ 2017. А еще в Канны возили на Двухнедельник режиссеров.
Пока жду Сироту/Orpheline Арно де Пальер, неожиданно поступает предложение от запорожского телеканала ставить мои блоги на их сайте. Соглашаюсь, никогда не была в Запорожье.
В Сироте снимаются сплошь одни красотки. Британка Джемма Артентон, любимица Дарденнов Адель Анель и звезда Жизни Адель – Адель Экзаркопулос. Фильм рассказывает об этапах жизни и взросления девушки по имени Карин Розински. В обратном порядке мы видим героиню в 4, 13, 20 и 27 лет. В 27 она работает директором школы по имени Рене, к ней на работу приходит давняя знакомая после отсидки в тюрьме и требует вернуть ей причитающуюся часть денег. Девушка отдает долг пусть и ценой общих сбережений с мужем, который и знать не знает о ее темном прошлом. Лишь после ее внезапного ареста нам показывают, что на самом деле произошло 7 лет назад, когда Карен было 20 лет, и она нашла себе работу на ипподроме в качестве курьера, благодаря пожилому и состоятельному покровителю.
После знакомства с Тарой героиня решается на кражу выручки. И чтобы узнать, как она докатилась до такой жизни, смотрим, что произошло с ней в 13 и в 4 года. В итоге в попытке сбежать от собственного прошлого Карен принимает единственно правильное решение.
Я тоже от нее не отстаю и мчусь в отель, потому что вечером нас ждет Кроткая Сергея Лозницы, которую вместе с режиссером приехала представлять Лия Ахеджакова, сыгравшая в картине эпизодическую роль.
Еще один спорный показ, не получивший в Каннах ни одного приза. А в Одессе Лозницу любят, да что там, я сама, признаюсь, испытываю к этому режиссеру чувство симпатии и глубокого уважения. Будучи блестящим документалистом, Лозница снял свой третий полнометражный игровой фильм. В качестве основы для своего нового проекта Сергей Владимирович выбрал одноименный рассказ Достоевского. По сюжету ленты, главная героиня получает обратно посылку, что отправила мужу в тюрьму. В попытке выяснить причину возврата она отправляется в чудовищную одиссею на другой конец страны в маленький городок, живущий за счет тюрьмы. Здесь она сталкивается с двумя сторонами пенитенциарной системы – правоохранительными органами и преступным миром, которые уже давно слились в единый кишащий клубок.
Фильм снят так, чтобы вызвать у зрителя чувство отвращения по отношению к российской действительности. Задумка удалась, потому что подташнивать меня начинает уже спустя первые десять минут со сцены в почтовом отделении. Общий хронометраж ленты 143 минуты, моя приятельница не выдерживает и уходит после первого часа. Я же решаю еще потерпеть. Но чем дальше, тем чаще я отвлекаюсь на приложения в телефоне. В своем фильме Лозница собрал ярких представителей разных слоев общества и заставил их разговаривать заученными фразами из банальной пьесы или репортажей российских телеканалов. И даже те, кто кажутся адекватными, оказываются в итоге не менее стандартизированными образцами граждан своего отечества. Под конец меня уже совсем выворачивает от этого беспросветного кошмара, благо режиссер вставил сцену со сном, что своей фантасмагорией подытоживает выдуманную, но такую до дурноты ощутимую реальность.
После такого насыщенного вечера срочно отправляюсь в центр за бокалом алкоголя. Пью коктейль Мадонна, что по форме и цвету сильно напоминает женскую грудь. Отличный вариант для спокойного и недолгого сна.