Украинское кино и Оскар: кого посылали за статуэткой
Сегодня украинский Оскаровский комитет решил, кого же послать в Америку за заветной и такой недоступной золотой статуэткой. Мы же вспоминаем фильмы, которые уже пытались пробиться в номинанты.
В этом году специальная комиссия выбирала между тремя претендентами: драмой Гнездо горлицы режиссера Тараса Ткаченко, романтической повестью Песнь песен Евы Нейман и документальным фильмом Украинские шерифы Романа Бондарчука. Теперь мы знаем, что покорять сердца Американской киноакадемии поедут Украинские шерифы.
Приятель покойника (1997)
Попасть в шорт-лист номинантов на звание Лучшего иностранного фильма Украины пытается с 1997 г.
Режиссер Вячеслав Криштофович снял свой фильм по повести Андрея Куркова Дорогой друг, товарищ покойника. Александр Лазарев играет переводчика-неудачника Анатолия, от которого уходит жена и наваливаются одни проблемы. Несмотря на все попытки заработать денег, даже нечестным путем, мужчина еле сводит концы с концами. Не выдержав «лихої долі», герой решает нанять киллера самому себе. Позже он понимает, что вовсе не хочет умирать, но отменить заказ уже невозможно. По стечению обстоятельств из-за Анатолия погибает и сам наемный убийца. И теперь он уже подумывает занять место покойника. Фильм снимали в Киеве, поэтому в кадре полно родных мест – Подол, Андреевский, центр, Саксаганского и Толстого. Показывают даже трамвай, идущий в Пущу-Водицу.
Мамай (2003)
Поэтическая история, снятая режиссером Олесем Саниным, который захочет попасть в Голливуд спустя 12 лет со своим Поводырем. А пока что мы радуемся киношевелениям и смотрим романтическую историю про украинского козака, который во время побега вместе с братьями из плена влюбляется в красивую татарку. Это первый фильм, снятый в нашей стране на цифровую камеру, когда шароварщина еще никому не приелась. Но Американской киноакадемии этого показалось мало.
Иллюзия страха (2008)
Мы пропустим Водителя для Веры и Аврору, которые почему-то тоже отправляли за океан попытать счастья, но назывались украинскими лишь формально. Иллюзия страха – это режиссерская работа Александра Кириенко, снятая по книге Александра Турчинова. Да, того самого. Главную роль в фильме исполняет Андрей Панин. Его персонаж – успешный бизнесмен Игорь Короб под пытками отказывается от собственного проекта, а со временем ему вообще начинает казаться, что он царь Соломон. Перейдя шаткую грань между реальностью и фантазиями больного воображения, он перестает доверять не только близким, но и самому себе.
ТойХтоПройшовКрізьВогонь (2012)
На момент выхода фильму Михаила Ильенко прочили славу первого украинского блокбастера. В кассы за билетами на эту картину стояли очереди, чего давно не было в истории украинского кино периода независимости. Сама лента не оставила равнодушным никого: ее либо ругали, либо восхваляли.
Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о непростой судьбе военного летчика Ивана Даценко, который пережил плен, каторгу, а потом и вовсе сделался индейцем.
В общем, свою роль добротного прокатного кино ТойХтоПройшовКрізьВогонь выполнил с головой.
Параджанов (2013)
Через год мы отправляем в штаты биографическую совместную работу Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна. Это пока что единственный биографический фильм о великом армяно-украинском режиссере Сергее Параджанове. Картина рассказывает о рассвете гения, мировом признании и конфликтах с советской властью, которая беспощадно упекла Параджанова в тюрьму.
Поводырь (2014)
Два года назад вокруг Украинского оскаровского комитета разгорелся скандал, поскольку по его решению представлять Украину должен был именно Поводырь Олеся Санина. Главным его конкурентом в этом вопросе стал многоразовый обладатель престижных наград – драма Мирослава Слабошпицкого Племя. Но поскольку процедура голосования была сомнительной, как и ее результаты, съемочная группа Племени выразила публичный протест. Хотя рядовой зритель изо всех сил поддерживал «щирий» исторический блокбастер вместо глухонемого и слишком жестокого фестивального кино.
Сюжет Поводыря - об истреблении украинских кобзарей советской властью в 1930-х гг. Дело происходит в Харькове, когда в Украине набирало обороты уничтожение интеллигенции и массовая коллективизация. Под запрет попали и слепые кобзари, которые рассказывали людям о героическом козацком прошлом и жестокой современной реальности. В это же время активно развивается машиностроительная отрасль. Американский коммунист, инженер Майкл Шемрок приезжает в Харьков, чтобы помочь наладить производство, но вскоре его убивают, а маленького сына Питера начинают преследовать сотрудники ГПУ из-за ценных бумаг, спрятанных у мальчика. Вот тут-то слепой кобзарь Иван Кочерга и выступает в роли спасителя несчастного ребенка.