Лучшее из того, что вы не видели: ТОП-10 фильмов вне проката
Главные фильмы года из тех, что не выходили в украинский прокат надолго или вообще.
10 - Мы - лучшие! / Vi är bäst! - режиссер Лукас Мудиссон (Швеция, Дания)
Шведский режиссер-провокатор Лукас Мудиссон, кажется, вышел из затяжной меланхолии и снял свое самое светлое кино за годы. Мы - лучшие! - экранизация графического романа жены режиссера Коко Мудиссон о трех школьницах из Стокгольма начала 1980-х, создавших панк-группу назло взрослым, тяжелому року и господу богу. Мудиссон, известный знаток сумрачных подростковых стихий, на этот раз снимает очередной роман взросления с заразительным драйвом юности, восьмидесятых и бессмертного панка.
9 - Сквозь снег / Snowpiercer - режиссер Пон Чжун Хо (Корея, США, Франция)
Пост-апокалиптический триллер о революции в мире, где человечество сжалось до нескольких сотен пассажиров единственного поезда, наматывающего вечные круги по обледеневшей Земле. Под конец метафоры немного мельчают, и происходящее на экране по качеству драматургии напоминает корейские видеоклипы K-pop-артистов. Несмотря на это, Сквозь снег - остроумная антиутопия о природе власти и классовой системы, снятая с задором азиатских слэшеров, эстетикой киберпанка 1990-х и Тильдой Суинтон в роли сатрапа с кривыми зубами.
8 - Дурацкое дело нехитрое / Kraftidioten - режиссер Ганс Петтер Моланд (Норвегия, Дания, Швеция)
Дурацкое дело нехитрое - это криминальное чтиво по-скандинавски: здесь тоже главный герой освящает насилие стальной моралью и правом на месть. Герой Стеллана Скарсгарда - столп общества, человек года, герой снегоуборочного труда в заснеженной норвежской провинции. Узнав о смерти собственного сына, он выходит в одиночку против мафиозного клана, противопоставляя криминальной организации обостренное, как клинок, чувство справедливости. Дурацкое дело нехитрое - упоительная криминальная драма о пылающих ледяным огнем сердцах скандинавских мужчин.
7 - Побудь в моей шкуре / Under the Skin - режиссер Джонатан Глэйзер
Загадочная инопланетянка принимает личину сочной красавицы в леопардовой шубе (Скарлетт Йоханссон) и отправляется на охоту за мужчинами в шотландской глубинке. Побудь в моей шкуре только прикидывается научной фантастикой, на самом деле это история о притяжении и отторжении чужого, снятая со всей возможной тактильностью. Известный визионер Джонатан Глэйзер - в свое время он снял культовые клипы для Massive Attack, Radiohead, Ника Кейва, UNKLE и других музыкантов - создает почти осязаемое кино, которое надо стараться не понять, а почувствовать кожей.
6 - Ветер крепчает / Kaze tachinu - режиссер Хао Миядзаки (Япония)
Миядзаки в мире анимации - как Волшебник Изумрудного города или Оле Лукойе из сказок Андерсона. В этом году он объявил, что Ветер крепчает - его последняя работа перед выходом на покой. Как водится у сентиментальных старцев, напоследок Миядзаки обратился к мечтам детства. Ветер крепчает - мультфильм о молодом авиаконструкторе, который пытается помирить грезы о чудесах авиации в мирном небе в разгар Второй мировой войны. Возможно, это не самая лучшая работа Миядзаки, но уж точно самая правдивая - здесь почти нет эскапизма в удивительные миры фантазии. Вместо этого - честный рассказ о том, как невероятно сложно и как необходимо мечтать, до конца своих дней.
5 - Уильям Тернер / Mr. Turner - режиссер Майк Ли (Великобритания)
Певец “маленьких людей” в британском кинематографе, на этот раз Майк Ли снял биографическую драму о большом человеке - великом живописце-маринисте Уильяме Тернере. Тем не менее, жизнь гения предстает чередой маленьких событий и мелких поступков, нагромождением брутальной телесности и грубых жестов, грязных ногтей, ревматизма и нахмуренных бровей. Не иначе, как по-волшебству, из всего этого то и дело возникает скандально чувственная живопись и солнечная харизма таланта.
4 - Ида / Ida - режиссер Павел Павликовский (Польша)
Украинские зрители могли увидеть этот фильм только летом на Одесском международном кинофестивале - до проката Ида так и не добралась. Тем не менее, именно Ида, кажется, станет главным европейским фильмом этого года: номинация на Оскар в категории “Лучший иностранный фильм”, приз “Лучший фильм” Европейской киноакадемии, Гран-при за лучший фильм Лондонского кинофестиваля и много других наград. Где-то в Польше, в 1960-х, молодая монахиня перед постригом отправляется в большой мир - повидать свою тетку, “кровавую судью” сталинских времен, женщину с судьбой и вечной сигаретой. Вместе они отправляются на драматическую встречу с прошлым. Ида - многосложная драма о сделках с собственной совестью и еврейском вопросе, о взрослении и воспитании чувств, об отречении и прощении. Тем не менее, разыграна эта драма с потрясающими легкостью и воздушностью, сохранившими удивление и очарование жизнью.
3 - Два дня, одна ночь / Deux jours, une nuit - режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны (Бельгия)
Братья Дарденны - великие гуманисты, и их новый фильм тому новое подтверждение. Героиня Сандра (Марион Котийяр) - слабая и апатичная работница фабрики, которую вот-вот уволят - если только сотрудники не откажутся ради нее от внушительного бонуса. Решив бороться, она за выходные должна поговорить с коллегами - каждая из этих встреч станет главой в мучительной истории о солидарности. Марион Котийяр в который раз демонстрирует незаурядную актерскую мощь, сумев сыграть тончайший катарсис в финале картины: получив шанс самой проявить человечность, Сандра впервые расправляет хилые плечики и светится особым счастьем - от совершения смелого и честного поступка.
2 - Трудно быть богом - режиссер Алексей Герман (Россия)
Наряду с Левиафаном Звягинцева, последний фильм Алексея Германа стал безусловно одним из главных событий российского кино в этом году. Экранизация научно-фантастического романа братьев Стругацких словно снята на камеру с линзой из Кривого зеркала. Фильм Германа - бесконечно скорбный взгляд на историю и человечество, полный безысходности и смрадной тьмы. В этом году немало говорили о “возвращении нового Средневековья”, и отнюдь не только на экраны. Именно поэтому Трудно быть богом, который снимался в течении 15 лет, вышел в мир пугающе вовремя. Герман напомнил о том, что как ни трудно быть богом, быть человеком - еще труднее, и оставил в тяжелое назидание свой жестокий шедевр.
1 - Присмерк - режиссер Валентин Васянович (Украина)
В этом году Валентин Васянович был оператором главного украинского фильма года - Племени Мирослава Слабошпицкого, однако выпустил свою новую режиссерскую работу. Документальный фильм Присмерк получил заслуженную награду Одесского кинофестиваля как Лучший украинский фильм (Племя не было представлено в конкурсе) и для многих стал именно таким без всяких оговорок. Главные герои фильма - древняя старуха и ее пожилой слепнущий сын, которые живут в глухой украинской деревне и вместе тянут лямку жизни сквозь непроходимые сугробы, нищету и одиночество. Васянович снял настоящий экзистенциальный роман, без украшательств и сгущения красок, который - удивительное дело - не вызывает тошноты. Есть что-то такое в его героях - может быть, мудрость, может - смирение, парадоксальная жизнерадостность или чувство юмора, что наполняет их жизни в ожидании смерти светлым покоем и радостью. Как говорил Оскар Уайльд - да, все мы копошимся в грязи, но некоторые из нас смотрят на звезды.