Ну наконец-то! Рецензия на новый альбом DAFT PUNK
Один из главных дисков весны вдоль и поперек.
Daft Punk ‘Random Access Memories’ (Columbia)
По-прежнему в шлемах и костюмах из кожи-металла, однако, выяснилось, что роботы - Тома Бангальтер и Ги-Мануэль де Омем-Кристо - в конце концов, обычные люди (Human After All): сейчас не нужно им никакое высокотехнологичное будущее – первый за семь лет номерной студийный альбом Random Access Memories весь о прошлом, там с головой.
Учитывая изменения от пластинки к пластинке в истории Daft Punk, было ясно: андроид-техно-рок того самого Human After All (2005) сменится чем-то иным, точно так же как «сырой» (и гениальный в этой сырости) Homework (1997) некогда обернулся «гладко-анимационным» Discovery (2001). И правда. Никаких техно, электро (если не считать вокодеров) и даже хауса, а всегдашние диско и фанк не просто получили карт-бланш - они теперь отказываются обозначаться упакованными в современную фольгу синтетическими модификациями старых жанров с такими названиями, они пытаются, да, по крайней мере, пытаются, быть аутентичными.
Впервые лонгплей Daft Punk почти полностью записан живьем. Минимум электроники: всего в одном номере из 13-ти сэмплы, всего в двух треках – драм-машины, синтезаторы тоже редко, и то преимущественно архаичные аналоговые агрегаты. Лайв-ударные, гитары, бас, струнные, духовые и прочее: целую бригаду сессионных исполнителей пригласили Бангалтьер и Омем-Кристо (про массу звездных гостей – от гитариста легендарных Chic Найла Роджерса до Гонзалеса или Фаррелла – уж и не говорю, ролики с ними вы сами видели во время масштабной промо-кампании). Отсюда натуральный трафарет звука 70-х. Натуральный вайб и, кроме того, эстетика. Ода прошлому. Даже вокодерные вокализы и synth-wave-линии добавляют больше не технологичности XXI-го века, не «футуризма», а взгляда на будущее из прошлого - «ретрофутуризма» опять же 70-х.
Длиннющий 74-минутный альбом целиком звучит как прог-одиссея (светлая, ясная, даже где-то расслабленная – важно!) на тему ненавязчивого винтажного дэнса с отступлениями. «Ненавязчивый дэнс» в основном имеет отношение к laidback-disco-funk’у. Кроме того: арпеджированное «мородеровское» диско (при участии самого маэстро Джорджио Мородера), плавный синт-фанк на пересечении с курортно-гедонистическим west-coast-pop’ом или даже так называемый «голубоглазый» соул-фанк в связке с калифорнийским софт-роком.
В ячейке отступлений можно рассматривать песню с оттенком нью-вейва Instant Crash, которую поет Джулиан Касабланкас из The Strokes . Финальное прог-космик-техно Contact. И, конечно, помещенную в самый центр пластинки Touch – упоительную барочную рапсодию, где слышатся шикарный и утонченный Берт Бакарак, саундтреки к голливудским сказкам середины прошлого столетия, соул-маг Айзек Хейз, пьянящий оркестровый изи-лиснин, «space-age synthesizer music» и еще много чего.
Альбом-вояж. В том числе, вояж на 35 лет назад. Не грандиозный, но достойный. Вовлеченный в шумиху еще до выхода, но не утонувший в ней. Возможно где-то затянутый, но вполне основательный. Тут хотелось бы сказать о другом. Творчество Daft Punk и раньше нередко лишь удачно препарировало былые музнаработки, катализировало их до формата новых поколений. Есть же подобранная кем-то целая компиляция «пыльных» композиций, из которых парни целыми серьезными кусками выдергивали сэмплы для своих хитов – иногда просто делали пару колец и ставили на современную битовую основу (что тоже нужно уметь, никто не отрицает).
Теперь без сэмплов и заимствований. Оригинальная, собственная музыка. Настоящая и очень приличная, нужно сказать, в композиционном, гармоническом, ритмическом, любом ином смысле. Только вот, звучит она как чужая. Как уже давно существующая. Как взятая снова-таки с семидесятнических винилов. В конце той декады, только навскидку, 2-3 десятка коллективов записывали очень похожий материал (ну, уберите вокодеры и вуаля). Коль Daft Punk хотели получить качественную, перфекционистскую кальку – ок. Просто тогда альбом следует воспринимать как проекцию и демонстрацию хорошего вкуса Тома и Ги-Мануэля и в качестве просветительской миссии для молодежи. Или пусть будет – как элегантный оммаж, чтоб помягче в конце ревю.
Владимир Сиваш