Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 1
Текущие пластинки, что нельзя пропустить меломану.
My Bloody Valentine ‘MBV’ (Pickpocket)
Двадцать один год и три месяца новый альбом грандиозных My Bloody Valentine с бесконечными сложностями шел к поклонникам. Казалось, он – миф, его не будет, несмотря на километры слухов с середины 90-х по 2013-й. Что, возможно, и хорошо – оставьте нам магию первых двух дисков.
Удивительно даже не то, что свежая пластинка таки появилась, а то, что начинается она практически там, где закончился судьбоносный Loveless. Первые три песни MBV (название лонгплея), может быть, не такие эффектные, как материал с Loveless, но по звуку и духу очень сопоставимы. Правда, если свой патентованный саунд с толщами искаженного, задисторшенного, гудящего гитарного нойз-пресса, который тонет в реверберации и фидбэках, а в нем, в свою очередь, утопает все остальное, высвобождая в эфир dreamy-марево, Кевин Шилдс и компания воспроизводят идеально (что уже классно), то пара моментов все-таки изменилась. В этих трех песнях в сравнении с Loveless (ну, не уйти от сопоставлений, простите) меньше, что ли, накала, с другой стороны они более мелодичные, плавные и даже поп-ориентированные. По мне, сие не есть минус.
С продвижением вглубь лонгплея становится еще мягче и мелодичней. Плюс теперь и разреженней. Середина альбома во многом убирает нойз, зернистый наждак, гитарный дроун отодвигается совсем назад, музыка оборачивается почти дрим-попом. Эфирные вокализы растворяются в эхо, а не замуровываются в стены. Однако песни ни в коем случае не теряют фокус. Например, New You c манчестерским baggy-битом - прямо хит в лоб. Подобных отступлений на Loveless, по сути, не было – ну, и пусть. Тем более, последние три композиции возвращают гитарный вал, жесткость. Здесь дают уже и напор, и мечущийся ритмический клокот, и нерв, и интенсивность.
Что в итоге? Спустя почти четверть века шугейз высочайшей пробы по-прежнему лучше всех делают его изобретатели – My Bloody Valentine. Пусть ирландцы стали каплю чувствительнее и в целом доступнее, их саунд-замес столь же крепок как и на рубеже 80-90-х. И еще. Кевин Шилдс никогда не поставит в альбом проходную тему – у него, перфекциониста из перфекционистов, девять лучших песен, на которые он только был способен. С середины 90-х по 2013-й.
Откровенно говоря, во всем «новом R’n’B» совсем немного по-настоящему интересных продюсеров. Если убрать хайп (уже прошедший), то в чистом остатке обозначится полдюжины человек. Среди них Autre Ne Veut из Бруклина. Его первый альбом конца 2010-го, вообще-то, был настолько удивительно выполненным - с «плавающим» дроуном, колышущимися лупами-циклами, из которых складывались причудливые мозаичные композиции, затейливыми склейками и изнанками домашнего производства - что об R’n’B там хотелось говорить в последнюю очередь.
Вторая пластинка гораздо более чистая, в ней меньше бессознательного, неуловимого. И теперь это действительно сильнее похоже на авант-R’n’B, а еще – на первостатейный соул. Однако следует вслушаться в композиции: продакшн прелюбопытный. Прихотливые synth-wave-текстуры (не зря диск вышел на лейбле Даниеля Лопатина, aka Oneohtrix Point Never, и Джоэла Форда), неожиданные эффекты, хитрые биты перекрученными трелями или отрывистыми пинками, препарированные гитары на бэках, хоральные подпевки и этот характерный блуждающий вайб. Особенно берет, когда от условной лирики Autre Ne Veut бросается к эмоциональным водоворотам с комплексной звуковой волной. Темы вроде Play By Play уже сравнивают с Принсом.
Когда-то, во время записи дебютной пластинки, юный-горячий квинтет из Оксфорда остался не очень доволен «пространственным саундом», который пытался воплотить на альбоме приглашенный продюсер-звезда Дэйв Ситек из TV On The Radio. Окончательный мастер-микс выполнили сами участники Foals, придав песням привычный им тогдашним звуковой вектор - острый, дерзкий, рваный, грубый.
Прошло пять с половиной лет – горячка спала, лезвия зачехлены, и тот самый некогда отвергнутый саунд с пониманием и ограниченной дозировкой, но таки инкорпорирован в композиции третьего лонгплея Holy Fire. C помощью других еще более именитых продюсеров - Флада и Алана Малдера: для наводки, эти титаны ответственны за «аудио-ауру» десятков культовых дисков – от ‘Violator’ Depeche Mode до ‘Mellon Collie & The Infinite Sadness’ The Smashing Pumpkins.
Вместо взвинченных, по-хорошему наэлектризованных, атакующих, однако где-то плоских болванок мы получаем атмосферу, глубину и объем фактуры. Отчего даже по форме смахивающие на старые грувоносные инди-дэнс/мат-роковые номера обретают иное измерение, не кажутся мальчишеским буйством. Самое интересное, что такие песни, вообще, не доминируют. The Foals где-то внедрили увесистые гитары, где-то, наоборот, ушли в рассеянный ночной дрейф. Общий ритм – медленней, настрой – серьезней и меланхоличней (лирически в том числе), тон – основательней, без конвульсий. Либо в колонки дома, либо в концертный зал, но никак не на вечеринку или в танцевальный клуб с экзальтированной публикой.
Британское трио Darkstar существует всего пять лет, но уже второй раз серьезно меняет курс. Их первые синглы, выпущенные на лейбле Hyperdub, с натяжкой можно было отнести к future-garage и пост-дабстепу. Зато дебютный альбом вдруг оказался темным интроспективным заторможенным синти-попом. Свежая вторая пластинка News From Nowhere снова меняет изображение. Причем, кардинально.
Нынче Darkstar плетут хрупкие эфирные коконы, где сходится пух эмбиента и задумчивого пасторального попа, нити фолькотроники и узоры сюрреалистического фрик-фолка. Плюс немного редких подрагивающих битов, нежных электронных блипов и элегического вокала. Совместный сон Харольда Бадда, Boards Of Canada и ранних Animal Collective. Гармония, легкий dreamy-флер. Иногда ненавязчивая причуда. Композиции раскрываются словно бутоны (смотри обложку) – неспешно, лепесток за лепестком, демонстрируя чарующую картинку и незаметно гипнотизируя очевидцев. При всем сказанном, звучат Darkstar как-то очень современно – это не 70-80-е (Харольд Бадд), не 90-е (Boards Of Canada) и не 00-е (Animal Collective).
Владимир Сиваш