Новые альбомы августа от John Maus и Cat Power
Музыкальный критик Афиша bigmir)net оценивает первый авторский опыт Шарлин Маршалл (Cat Power) после долгого перерыва и очередной альбом Джона Мауса, состоящий из работ 1999-2010 гг.
John Maus ‘A Collection Of Rarities & Previously Unreleased Material’ (Ribbon Music)
Буквально в прошлом блоге шла речь об Ариэле Пинке, и вот почти сразу появляется его давнишний соратник, некогда постоянный клавишник и в не меньшей степени оригинал Джон Маус. Даже если считать, что у обоих близкие отправные точки где-то в дебрях самодельного шумового «из-ряда-вон-попа», то Джон – как человек, заправляющий всякими органчиками, – будет, соответственно, давать больший крен именно в синтезаторную музыку. Само собой, все так же маргинальную и низкобюджетную.
Пика интереса к своей персоне Маус достиг летом 2011-го с выходом альбома We Must Become The Pitiless Censors Of Ourselves (формально третьего, а так, учитывая ранние болванки, – бог его знает какого). Спустя год появляется пластинка с понятным названием A Collection Of Rarities & Previously Unreleased Material. Записи из закромов с 1999-го по 2010-й. Можно принять за аутейки и демо, но, беря во внимание лоу-файную природу всего творчества Джона, 16 данных композиций вполне вписываются в его линию. Конечно, это - не звучащий как аутсайдерский шедевр We Must Become…, однако намеренно примитивистский синти-поп, DIY-new-wave и здесь в основе.
Вернее, на предшественнике они уже возведены в ранг фетиша, тут же – как есть кустарное производство, первородная идея. Винтажные синты и драм-машины, аляповатый живой бас. Реверберация, еще раз реверберация да туча маленьких и не очень странностей. Готик-диско из дальнего-дальнего зазеркалья, юродивый подвальный пост-панк на аналоговых машинках, самопальный космический synth-wave. Шаманские, театральные всхлипы, вдруг привораживающий баритон или даже чистые романтичные порывы в голосе-подаче самого Джона (его политические теории и философию тут трогать не будем – речь о звуке).
Вот, кстати, да – сия музыка сколь «прибитая», самопальная и даже где-то издевательская, столь же и по-своему романтичная, энигматическая.
Cat Power ‘Sun’ (Matador)
Новое направление, новое движение для Cat Power – это первое, что нужно обозначить. Мы ценили прежнюю Cat Power, теперь, наверное, будем почитать еще больше – это второе.
Sun – первый альбом Шарлин Маршалл (настоящее имя девушки) за четыре года, а, если учитывать, что предыдущий диск Jukebox (2008) полностью состоял из каверов тем Синатры, Хэнка Уильямса, Джеймса Брауна, Джони Митчелл, Роберты Флэк, Билли Холидей и прочих вплоть до Ника Кейва, то получаем премьерный авторский материал после шестилетней паузы. И если раньше мы знали Маршалл как немного грустную и мирную сингершу меланхоличных минималистчных баллад, то теперь перед нами гораздо более бойкая дама.
Расставание с давним бойфрендом, с которым барышня хотела построить тихое семейное счастье, подействовало на нее словно катализатор. Постриглась, послала все и всех куда подальше, принялась путешествовать по миру. Снова стала осваивать инструменты, на которых по ее же признанию не играла с пяток лет (на Jukebox превалировали сессионные музыканты). Между прочим, на новом Sun практически все партии как раз сама Шарлин и исполнила, более того – сама же диск спродюсировла (при эпизодическом участии французского электронщика Филиппа Здара).
Не то чтобы имеем дело с кардинально другой Cat Power, но ее словно «разогнали». Вместо зыбкого desert-фолка – вполне себе приличный фолк-рок с гитарами, барабанами и прочими атрибутами (рок-составляющая очевидно прибавила). Вместо аскетичного старинного ритм-н-блюза/cоула – ритмический пульс, нечто, похожее на современный R’n’B, даже электронные вкрапления (именно вкрапления, не более). Вообще, полнокровные аранжировки, а не разреженный акустический дрейф. Да, появилась энергия. Топливо, мышцы.
При этом – что есть главное – изящество, тонкая выделка Cat Power, также как и ее пленительный smoky-вокал да мелодический талант точно не оказались упраздненными в связи с изменением настроения и подачи.
Владимир Сиваш