Восемь свежих альбомов для июльской жары. Ч. 1
Музыкальный критик Афиши bigmir)net послушал первые четыре из восьми альбомов, под которые хорошо нежиться на пляже, сидеть у бассейна и просто отдыхать.
Jeans Wilder ‘Totally’ (Everloving)
Случается, на пляже, что называется «развозит». От солнцепека. Дремота, лень, картинка перед глазами расплывается, а море и песок сливаются. Ничего не хочется. Даже доковылять к волнам нет возможности. Вот-вот, музыка для подобного состояния – на новой (второй по счету) пластинке человека из Сан-Диего Эндрю Кэддика под псевдонимом Jeans Wilder. Сам он называет свой стиль «melancholic beach-pop». Ага, пляжная акустика из 60-х, размазанный и замедленный серф, изи-лиснинговая exotica да группа Beach Boys оттуда же. Все это подано в чрезвычайно пофигистском, «обкуренном» варианте, да еще и через кучу шумовых фильтров. Все – из прибрежных ракушек неочевидным полугулом-полупеснями. Обмякший до одури хиппан в джинсах и кедах с набором острых в последние 2-3 года приемов лоу-фая/глоу-фая. Кстати, Эндрю сотрудничает с Wavves и Beast Coast, и это говорит о многом.
Более подходящую пластинку в рамках нашего тематического обзора не найти. Ремарка для прессы из лагеря группы: «Daytime-disco – саундтрек для расслабленного времяпровождения у вашего бассейна в Лос-Анжелесе». Возможно – воображаемого бассейна. Долгожданный дебютный лонгплей калифорнийского дуэта с говорящим названием Poolside – после их нашумевших прошлогодних синглов Do You Believe? и Harvest Moon (интерпретация темы Нила Янга) – и впрямь мягко прикачивает у бортика с изумрудной водой. Легчайший грув, обволакивающий бас, теплая акустика и невесомая электроника. Диско на медленном повторе, с приставками «laidback», «chill», «smooth». Балеарика. Slo-mo. Мятный калифорнийский yacht-rock/west-coast-pop. Аллюзии на blue-eyed soul. Казалось, волна подобной музыки прошла несколько лет назад, но у Poolside получается здорово. Более того, они говорят, что об упомянутой волне (в основном, конечно, европейской) слыхом не слыхивали. Свое мечтательное-релаксивное полуденное диско они «изобрели» естественным путем – у бассейнов калифорнийским летом. Парни просто так ведь живут на самом деле. У них действительно всегда Стандартное Тихоокеанское Время (Pacific Standard Time – название альбома).
Вот где настоящая жара, так это в Африке. В нашем случае – и в прямом, и в переносном смысле. Горячая танцевальная вечеринка с Занзибара (Танзания) через английский Шеффилд. Певица Мим Сулейман, выросшая на Занзибаре, сейчас живет в упомянутом британском городе. Там же квартирует авант-продюсер Морис Фултон, известный своим особенным видением диско и хауса. Понятно, что у них получается вместе (Umbeya - второй коллаборативный альбом на собственном лейбле Фултона Bubbletease Communications). Мощный аутентичный вокал Мим, танзанийская перкуссия, афробит, трайбл смешиваются с rough-disco, dub-disco, лоу-файно сработанным чикагскими хаусом, урбан-фанком от Мориса. Очень груви, очень колоритно. К сожалению, на доступных сервисах вроде youtube или soundcloud пока нет композиций со свежей пластинки, но более ранняя песня Сулейман и Фултона Nyuli дает представление об их музыке.
Энергия и зной во всех значениях этого слова – на, возможно, самой острой записи месяца, пластинке Fantasea прегарячей артистки текущего момента Азелии Бэнкс. С прошлой осени о ней только и разговоров. Попадание в BBC’s Sound Of 2012 List, звание NME's Coolest Person Of 2011, сотрудничество с Diplo, Major Lazer, Scissor Sisters и прочими – просто броские наклейки. Музыка интересней. Формально дебютный альбом Broke With Expensive Taste выйдет в сентябре, а Fantasea, после связки синглов и майского миньона, характеризуют как микстейп. Но здесь 15 оригинальных треков (из 19-ти) – какой же это микстейп? Бэнкс поясняет: «Изначально сюда я хотела сбросить тонну разных старых идей, кусков, фрагментов… Но потом в процессе работы идеи развивались, начало вырисовываться нечто целостное и завершенное. Fantasea – что-то типа первого альбома… Который случился по ошибке… Он странный. Такой себе тестовый экземпляр… Я просто пробовала много разных крутых штук… Саунд, который я считала прогрессивным, биты от моих друзей, разные влияния…».
Вот эта странность, многообразие и микс векторов, DIY-подход, даже некоторая нарочитая аляповатость в звуке, плюс куча друзей на продакшне - крутейших продюсеров и битмейкеров (Drums Of Death, Araabmuzik, Machinedrum, Hudson Mohawke, Diplo etc.) – делают работу уникальной в своей сырости, шероховатости, взрыхленности и лихорадочности. Грубый лоу-файный хип-хоп и грайм. Возбужденный и ошметочный. Тэги «dirty» и «alternative» тут имеют смысл. Сама Азелия бросает словосочетания witch-hop (ведьминская штучка) и rap-bitch shit. Прямая бочка (иногда в одной упряжке с резкими брейками), словно с демо-записей каких-то подпольных хаус- и хип-хаус-продюсеров рубежа 80-90-х. Рэйв-звучки из тех же времен. Городской шаманский bass-трайбл.
Будто непрожаренное, жесткое, но дико вкусное звериное мясо прямо на разделочном столе, а не в красивой тарелке.
Владимир Сиваш