Хоббит.Битва пяти воинств: прозрачность зла
Настырные гномы разбудили от золотого сна дракона Смауга, подлого оккупанта Одинокой горы. Осатаневшая огнедышащая рептилия сдуру сжигает дотла человеческий город Эребор в подгорной долине.
Прикончив ящера железной стрелой, лучник Бард собирает выживших и отправляется к горе, чтобы разжиться золотом для компенсации убытков. Но Торин Дубощит, дорвавшись до соболиной мантии гномского царя, отрекается от наглых беженцев-переселенцев и желает только одного - найти драгоценный камень Аркенстон, символ величия нации гномов. Тут же, на запах несметных горных сокровищ с разных сторон Средиземья сходятся корыстные лесные эльфы и гномы Железных гор, внезапно осознавшие свои семейные чувства к разбогатевшим родственникам. Тем временем, оркский полковник Азог мобилизует армию ополченцев из всех разновидностей средиземской нечисти. Их мотивы пока туманны, их повелитель - пока лишь неуловимая тень, спрятанная за кулисами Мордора. Стратег и политтехнолог Гэндальф Серый, первым осознавший надвигающийся геополитический кризис, пытается уладить межнациональные конфликты и создать коалицию для борьбы со Злом. Хоббит: Битва пяти воинств - последняя серия эпической экранизации детской книжки Дж. Р. Р. Толкиена, в которой режиссер Питер Джексон окончательно проявил все темные черты толкиеновской философии добра и зла. Конечно, мы ни на минуту не сомневаемся в том, как отличить плохих от хороших, но все же при определенном угле зрения несложно заметить, что зло - это сила, которая способна проявляться по обе стороны баррикад.
Хоббит: Битва пяти воинств - бенефис батального жанра в кинематографе, в котором Питер Джексон - лучший из современных мастеров. Из 140 минут фильма сцены сражения занимают около трети - 45 минут. К сожалению, на этот раз содержательная часть сильно уступает зрелищной, отчего пафос победы лопается, как мыльный пузырь. Противоестественная гномско-эльфийская любовь Кили и Тауриэль, которая раньше только настораживала, теперь порядком возмущает. Чудесные герои второго плана, придуманные Джексоном по мотивам толкиеновских эпизодов, маются без дела - кроме самого бестолкового из них, гнилозубого заммэра Алфрида, чье присутствие на экране в этой части не оправдано ничем, кроме примитивного гэга с переодеванием в женское платье. Сцена противостояния владычицы Галадриэль и Саурона выглядит как эпизод из трэш-хоррора про изгоняющую дьявола на заброшенной ферме (правда, может этот эффект доступен только в версии с сатанинской технологией HFR). Моральная турбулентность сбившегося с пути Торина показана с помощью пары простеньких визуальных метафор, а недвижимый двигатель сюжета - Аркенстон - под конец фильма и вовсе позабыт, как ненужная стекляшка. Самыми интересными и насыщенными смыслом персонажами в этой части оказались орки - Питер Джексон впервые сделал их более-менее одушевленными обитателями толкиеновской юдоли.
Поскольку в Хоббите еще нет главных антагонистов Средиземья, в своей экранизации Джексон возвысил «оркскую сволочь» до уровня достойных противников добродетели. В то время как тень Саурона напоминает в фильме Шао-Кана из игры Mortal Combat, орк Азог - сильный персонаж, наделенный расчетливой жестокостью и волей к смерти. Другие орки не получили столь ярких характеров, однако они уже не выглядят тупыми злобными тварями, опасными только в огромных стаях. Они - воплощение тревожной безликой угрозы, на которую откликаются животные инстинкты.
Исход великой битвы пяти воинств, кульминации путешествия Бильбо Бэггинса «туда и обратно», у Джексона повисает в воздухе - еще одна небрежность режиссера, слишком приблизившегося к материалу за прошедшие 15 лет. Но, некоторым образом этот почти открытый финал наоборот, добавляет реализма. Мы-то уже знаем, что невозможно сразу понять, чем заканчиваются войны - особенно те, что только начинаются.