Канны: последний фильм Кена Лоуча, лучший у Долана
Вместе с официальным партнером Каннского кинофестиваля Stella Artois мы посмотрели новые фильмы солидного именитого британца и молодого, но гениального канадского парня.
Милый старикашка Кен Лоуч пустил слух, что на драме Зал Джимми/Jimmy’s Hall он остановится. Принимая во внимание возраст Лоуча (77), этому легко поверить – отчасти поэтому Зал Джимми собирает полный зал Люмьер в Каннах.
После десятилетнего пребывания в США в родную Ирландию возвращается Джеймс «Джимми» Гролтон, видный ирландский активист, коммунист и гуманист. Его любимая женщина успела выйти замуж за другого и родить детей, но все еще его любит. Его друзья состарились, но все еще являются его друзьями. Что главное – все помнят времена, когда в сельском клубе, построенном по инициативе Джимми, проводились занятия, слушания, чтения, и особенно вечера танцев. Теперь же, когда гражданские волнения и улеглись, и жизнь стала более-менее спокойной, в деревне скучно – нет никакой культурной жизни, а молодежь вынуждена плясать просто на улице. Поэтому Джимми, которому, ввиду его активной гражданской позиции, сложно без дела, решает снова открыть «клуб», и возобновить танцы по вечерам под живую музыку. Это злит местного священника, который страшно боится коммунистов, Сталина, репрессий, а также всего, что может пошатнуть его авторитет. Его цель – внушить людям, что танцевать это грех, и лишить Джимми какой-либо власти.
Фильм чересчур сентиментален, и периодами напоминает то старую советскую мелодраму Дело было в Пенькове (1957), то фильм Шоколад/Chocolat (2000) – а речь, между прочим, об Ирландии, освободительном движении, о Джеймсе Гролтоне, который по сей день остается единственным депортированным из Ирландии ирландцем.
Безмятежная старость Кена Лоуча кажется еще более скучной на фоне мятежной юности Ксавье Долана, любимчика Каннской публики. В свои 25 лет канадец Долан – свой человек не только в Каннах: в его активе призы и Каннского, и Венецианского фестивалей. В этом году он участвует в основном конкурсе с очередным полуавтобиографическим фильмом Мамочка/Mommy, пронзительной историей отношений между мамой и сыном, в которых каждый пытается балансировать между любовью к близкому человеку и собственной эксцентричностью.
Диана – «фигуристая» мать 15-тилетнего, очень трудного мальчика Стива. Когда у Стива хорошее настроение - он чудесный, юморит, поддерживает и даже воспитывает Диану, и временами зритель путается, где тут ребенок, где тут родитель. Когда у Стива «вожжа под хвостом» - любые беседы бесполезны, потому что парень перестает владеть собой, и, играючи, наносит буквальные травмы и себе, и окружающим. Ситуацию накаляет и закон, якобы принятый в Канаде (об этом заявляют в начале фильма), позволяющий сдать ребенка в специальное учреждение, если родители с ним не справляются. Сотрудник социальной службы намекает Диане, что Стива хорошо бы сдать – Диана посылает сотрудника куда подальше. И изо всех сил пытается быть хорошей мамой, но, как и все мамы, которые пытаются быть хорошими, она слабо понимает, что именно это значит. К тому же, Диана совершенно не знает, чего хочет от жизни ее сын – ей, как и любой маме нестандартного человека, можно только посочувствовать. Одинаково смешное и страшное кино, в которое Долан небрежно добавляет совершенно неуместный саундтрек вроде певицы Дайдо или группы Оазис, и танцует с камерой вокруг этой дивной парочки: Анн Дорваль (Диана), Антуан Оливье Пилон (Стив) – мы еще услышим эти имена, вполне возможно, что и на церемонии награждения, уже в субботу.