Канны, день пятый: Кронненберг, шведы и Томми Л. Джонс
В ожидании нового фильма Дэвида Кронненберга мы посмотрели пару замечательных фильмов – голливудский вестерн и шведскую семейную драму.
Есть люди, для которых чуть ли не лучший способ провести воскресенье – это сидеть в кино с восьми утра. Для меня лично на Каннском кинофестивале кино – спорное удовольствие, иногда откровенно скучно или безумно страшно, но есть дни, когда один чудесный фильм плавно перетекает в другой не менее чудесный, и ты мысленно благодаришь того человека, который составил твое воскресенье таким образом.
Утро начинается с нового фильма актера Томми Ли Джонса, который уже не впервые пробует себя в режиссуре – его режиссерский дебют Три могилы/The Three Burials of Melquiades Estrada (2005) принимал участие в каннском конкурсе, и даже взял два приза – за лучшую мужскую роль (Томми Ли Джонс) и за лучший сценарий.
Местный/The Homesman – драма, действие которой происходит сто лет назад в тогда еще диком штате Небраска. В небольшом ковбойском городке, где жители занимаются преимущественно земледелием и сражениями с непростым климатом, постепенно сходят с ума три женщины. Их мужья готовы с ними расстаться, местный священник даже договорился о том, что их примет семья благодетелей из штата Айова – что в пяти неделях езды по опасным и непростым дорогам. И тут оказывается, что никто из мужей не готов решиться на это путешествие, и миссию перевезти женщин в другой штат берет на себя старая дева, местная учительница, трудолюбивая и богобоязненная женщина, которую бесподобно играет Хиллари Суонк. Себе в попутчики она берет старого ковбоя-неудачника (Томми Ли Джонс), обещая ему за помощь 300 долларов. В суровой, «смирительной» телеге эти двое и их три полоумные попутчицы, которые и в туалет сходить без посторонней помощи не могут, преодолевают милю за милей по сухой ветренной Небраске, с каждым днем приближаясь к цели и преодолевая все новые и новые препятствия.
В ироничном роуд-муви Томми Ли Джонс откровенно любуется лаконичными пейзажами «ковбойских» штатов, оставляя людям второспетенные роли – все человеческие эмоции и действия, включая весьма нелепый акт любви, демонстрируются нарочито снисходительно. Суонк и Ли Джонс представляют замечательный дуэт, и я ничуть не удивлюсь, если через неделю Хиллари дадут приз за лучшую женскую роль.
В программе Особый взгляд принимает участие шведская картина Турист/Tourist Рубена Эстлунда. Во время зимнего отпуска на французском горнолыжном курорте счастливая шведская семья (он, она, двое детей) становятся свидетелями масштабного схода снежной лавины, которая стремительно обрушивается на ресторан, где они обедают – впоследствии оказывается, что лавина прошла мимо, а ресторан задело только ее “облако”, но поведение отца, который во время приближения лавины встал из-за стола и убежал, оставив жену и детей, навсегда меняет их отношения.
Считая этот поступок предательством, жена безуспешно пытается вытянуть из мужа или извинение, или хотя бы признание того, что он струсил, муж же считает свое поведение вполне нормальным, и вины за собой не чувствует. Напряжение между супругами накаляется с каждым последующим днем отпуска, и доходит до того, что все, что происходит с ними и вокруг, супруги воспринимают как испытание их любви на прочность. Плотная трагикомедия, переполненная бергмановскими диалогами, обезоруживает зал – и после финальных титров съемочной группе аплодируют минут десять, стоя.
Вечером нас ждет еще одна семейная история, драма канадца Кронненберга Карта к звездам/Maps to the Stars – на этот раз речь о семье психотерапевта, автора бестселлеров о самосовершенствовании, и испытаниях, которые одно из одним валятся на эту семью.