Гид по фильмам Софии Копполы
София Коппола, которая раньше умела снимать пронзительное кино об искусстве быть одному, создала фильм о грабеже на основе реальных событий.
Девственницы-самоубийцы/The Virgin Suicides (1999)
Дебют Копполы в режиссуре. До этого в качестве актрисы мы ее еще совсем крошкой видели в Крестном отце ее папочки, Френсиса Форда Копполы, и десятке других картин впоследствии. Очень атмосферный фильм: Коппола ярко передает дух 70-х, и дело не только в интерьерах, костюмах и музыке, но и в чем-то наивно-таинственном, что витает в воздухе, “туманных” операторских приемах, осторожных диалогах молодых влюбленных людей. Ну и на все это наслаивается гениальная музыка Air. Перед нами Коппола-режиссер, Коппола-меломан, Коппола-романтик, Коппола-вещь-в-себе.
Трудности перевода/Lost in Translation (2003)
От неплохого фильма – к фильму гениальному. Оскар за сценарий (Коппола), номинации на Лучший фильм (Коппола), Лучшую режиссуру (Коппола) и Лучшую мужскую роль (Билл Мюррей). Фильм, по сути, ни о чем – молодая американка и немолодой американский актер знакомятся в Токио, и, особенно не сближаясь, оба понимают, что роднее друг друга нет у них никого.
После Трудностей перевода не было молодого режиссера, на которого мы настолько безоговорочно возлагали все наши надежды. Коппола обнаружила все сразу: умение снимать “немые” фильмы про одиночество, особенный художественный вкус, особенное “чувство” актера и даже какой-то свой, особенный юмор.
Мария-Антуанетта/Marie-Antoinette (2006)
Неожиданный ход: исторический фильм. Все не так просто. Женщины в платьях и париках вышагивают под музыку New Order и The Cure, и якобы случайно в одном из кадров на заднем плане мелькают – внимание! – кеды Converse. Королева Мария-Антуанетта предстает перед нами не панкиней, нет, но однозначным трудным ребенком, которому хочется любви, веселья и красоты. Коппола дает все это ей с избытком.
Отдельное спасибо Копполе за то, что буквально навязала нам Кирстен Данст – мы непоколебимо уверены в том, что без этого фильма Фон Триер про Данст и не вспомнил бы, когда задумывал свою Меланхолию.
Где-то/Somewhere (2010)
Вообще-то, по-хорошему, не “Где-то”, а “Куда-то” – именно куда-то, неизвестно, куда, направляется главный герой в конце фильма, устав от бессмысленной пустой жизни. Коппола снова рассказывает нам про одиночку в толпе. На этот раз это известный голливудский актер, который на время отвлекается от круговорота вечеринок, пьянок и секса, дабы провести время со своей 11-тилетней дочерью – и вдруг понимает, что никогда не был так счастлив. Красивый нежный фильм, пропитанный откровенной девчачьей ностальгией – не надо сильно напрягать воображение, чтобы представить, на что было похоже детство самой Копполы.
Элитное общество/The Bling Ring (2013)
Коппола-мать vs. Коппола-режиссер. Довольно занудно нам показывают менторское кино о том, что воровать – некрасиво. Фильм снят на основе реальных событий, а также на основе материала На подозреваемых были «лубутены» из журнала Vanity Fair : группа обеспеченных подростков грабит дома знаменитостей, вскрывает чужие суперкары, висит на вечеринках. В конце все сели в тюрьму – и в фильме тоже. Совершенно непонятно, Коппола заигрывает с нами или действительно переживает за своих дочерей, которые вот-вот и сравняются по возрасту с героями фильма, которым ничего кроме сумок и кокаина не интересно?