Пять удивительных киевских церквей
Богатая история киевских церквей привлекает не только верующих, но и толпы туристов. Мы называем самые интересные, на наш взгляд, храмы для посещение с точки зрения их истории.
Владимирский собор
Сегодня является главным храмом Киевского патриархата. Строительство собора закончилось в 1882 г. Его возвели в честь князя Владимира Святославовича – инициатора крещения Руси. Место для собора выбрал император Александр ІІ, проект разработал архитектор Иван Штром. Затем стротельство возглавил архитектор Павел Спарро, еще позже – Александр Беретти (сын Викентия Беретти, построившего Университет).
Внутренним оформлением занимались многие художники, в том числе Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский и другие видные мастера. В общей сложности роспись делали 14 лет.
Среди киевлян есть легенда: якобы, параллельно с росписью храма Васнецов работал над полотном Иван-Царевич и серый волк. Нередко художник возвращался из Собора в мастерскую по теперешнему Яр. Валу в компании дрессировщика с волком на цепи (зверь "позировал" для картины).
Михайловский Златоверхий монастырь
Один из древнейших храмов Киева, построенный в стиле украинского барокко, который несколько раз разрушали и отстраивали вновь.
Первый храм на этом месте построили примерно в 1108 г. в честь Архангела Михаила, покровителя Киева. В середине 1930-х гг., когда столицу перенесли из Харькова в Киев, Михайловский хотели снести. Частично собор разобрали, остатки добили взрывом в 1937 г. К счастью, самые ценные фрески и реликвии перенесли в Софийский собор,а также вывезли в Москву и Петербург.
Сегодня Михайловский Златоверхий - один из главных храмов Украинской православной церкви Киевского Патриархата. Основные строения: собственно собор, трапезная с церковью Иоанна Богослова и колокольня.
Здесь прятались студенты, которых разогнали в ту самую ночь осенью 2013 г. Колокола Михайловского звонили всю ночь во время попытки оттеснить протестующих с Майдана во второй раз. До последнего дня Революции достоинства Монастырь принимал протестующих, которым нужен ночлег, еда или медицинская помощь.
Свято-Ильинская церковь
Впервые упоминается в летописи за 945 г. по такому поводу: якобы, во время чумы 18-го века здесь по инициативе пленного турка произнесли молитву во имя Аллаха - и эпидемия отступила. Теперешняя церковь построена в 1692 г. на месте прежней деревянной.
Основана еще до централизованного Крещения Руси.
Согласно преданию, церковь Святого Ильи построена киевскими князьями Аскольдом и Диром. Будучи язычниками, князья пошли на Константинополь. Защищаясь от них, люди обратились с молитвой к небу, и тогда случилась буря, которая потопила княжеские корабли. Увидев чудо, Аскольд и Дир уверовали и решили принять крещение.
В Повести временных лет написано, что первое богослужение здесь провела греческая делегация совместно с киевскими послами после заключения важного договора с Византией.
Выдубицкий монастырь
Основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого.Здесь жили Сильвестр и Моисей - монахи из числа первых авторов Повести временных лет.
В первые 120 лет своего существования монастырь был центром жизни Киева. Здесь устраивали переговоры, коллективные молитвы перед походами, сюда приходили попросить совета и помощи ученых монахов.
В XIV-XVIII веках монастырь потерял свою значимость, но возродился благодаря помощи меценатов. С XVIII уважаемая интеллингенция потянулась сюда, чтобы отдыхать от мирских мыслей. Это был своеобразный санаторий для умственных работников. Монахи с радостью принимали таких гостей на временное поселение.
Состоит из ряда строений. Самое древнее из них - церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде.
Андреевская церковь
Построена в 1754 г. по проекту любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны - Бартоломео Растрелли. Почитатель барокко Растрелли проектировал такие монументальные и помпезные сооружения как Зимний дворец и Петергоф.
Церковь названа в честь Андрея Первозванного - апостола, которого Христос призвал первым. Согласно преданию, остановившись на ночлег на приднепровском холме, апостол Андрей сказал «Видите ли горы сия? Яко на сих горах … имать град великий быти». Считается, что церковь стоит на месте, где Андрей Первозванный поставил крест, говоря о скором возникновении Киева.