Исторический триллер о Голодоморе: Рецензия на фильм Цена Правды
Рецензия на ленту украинско-польско-британского производства
В 2019-ом году состоялась премьера британско-американского сериала Чернобыль от канала HBO, который рассказал об одной из самых масштабных трагедий в истории Украины и заставил об этом заговорить весь мир, показав, как это отражалось на людях и как действовала в те моменты власть. Теперь же на широкие экраны выходит картина Цена Правды, в которой авторы коснулись темы Голодомора в нашей стране, и производство снова не обошлось без иностранных коллег, а именно - Польши и Великобритании. Сняла ленту Агнешка Холланд (постановщица Полного Затмения с юным Леонардо ДиКаприо и дважды номинантка на Оскар), а главные роли достались актерам Джеймсу Нортону, Питеру Сарсгаарду, Ванессе Кирби и украинцу Олегу Драчу. Игра Правды была представлена на Берлиане, победила на 44-ом Польском кинофестивале и теперь готовится рассказать о жестоком геноциде не только украинскому зрителю, но и 30 странам мира, в которых она выйдет в прокат.
Читай также: ТОП-5 свежих украинских фильмов
Весь сюжет картины разворачивается вокруг молодого журналиста Гарета Джонса, который успел взять интервью у Адольфа Гитлера, а теперь намерен поговорить с Иосифом Сталиным, дабы узнать, откуда берутся деньги на развитие Союза, когда Кремль остается банкротом. Для этого он отправляется в Москву, где его поселяют в престижный отель Метрополь, но не на неделю, как он ожидал, а всего на две ночи. Там он встречается со звездными коллегами, которые раскрывают ему тайну о том, что журналистов не выпускают из страны, с обладателем Пулитцеровской премии Уолтером Дюранти (именно он был своим человеком от New-York Times в Москве и замалчивал факт голодания в СССР) и его подчиненной Адой Брукс. Мистер Джонс сразу же попадает на андеграунд-вечеринку, где люди предавались похоти, наркотрипу и разврату (эта сцена своеобразно сравнивает самые разные зависимости - от наркотической до информационной), а после - случайно встречает Брукс, от которой со временем узнает, что его недавно погибший друг и коллега был убит не без участия советских властей из-за того, что тот работал над новым материалом об Украине, а точнее - о массовом голоде, который начинается с населенного пункта Сталино, известного журналисту, как Юзовка (ныне - Донецк). Тогда британец и решает обманным путем отправиться в эти места, чтобы зафиксировать геноцид и первым донести правду об этом всему миру.
В картине отчетливо виден контраст, который нарочито пыталась показать Холланд сценами из Британии и России, практически не отличающимися одна от другой по так называемой насыщенности и даже богатству происходящего. А вот, попав как раз-таки в Сталино, создается резкая смена на пустоту и заснеженность, которая даже режет глаз белым цветом, причем происходит это сразу же, как только главный герой сбегает во время поездки в Украину из купейного вагона в грузовой, где в темноте и холоде сидит толпа людей, готовая растерзать за апельсиновую кожуру. И, конечно же, Гарет вместе со зрителем становится свидетелем результатов геноцида: вот вам и отправляющиеся куда-то мешки с пшеницей, вот голодные дети, ворующие вещи, вот вам и труп женщины, рядом с которым плачет грудной ребенок (их скинули в общую повозку, набитую телами жертв), а вот семья, поедающая мертвого брата. В итоге у сходящего с ума и уже начавшего голодать Джонса начинается бред и галлюцинации, а далее - его похищают и отправляют обратно на родину, где его ждет череда проблем.
Читай также: Украинский исторический экшен: Рецензия на фильм Захар Беркут
Вот только моментам, экранизирующим результаты Голодомора, выделено примерно двадцать минут экранного времени, которые погружают журналиста в водоворот ужасов, после чего выталкивают его из этого мира, напоминающего жестокий сюрреализм, в ту самую "реальность", которая теперь ему кажется слишком иллюзорной и даже наглой. Все это было написано и снято с записей в дневниках самого Джонса. Но акценты в фильме все же сведены более к проблемам, касающимся именно журналистской практики, точнее - правды, которую, по мнению Джонса, должен выдать журналист миру, и политическим игрищам. Это отчасти напоминает ленту-лауреата премии Оскар 2016-го года В центре внимания, в которой показали журналистское расследование, касающееся случаев массовой педофилии в церквях Америки. Зритель отчетливо поймет, что советская цензура Сталинского режима влияет не только на всю страну и побывавшего в ней Гарета Джонса, но и на зарубежье, в частности - на Британию, в которой пытаются заткнуть так называемый рупор правды.
Лента справляется с функцией триллера, держа в напряжении, которое создается не без участия актеров, демонстрирующих свой неприкрытый талант. Но украинский зритель о Голодоморе никакой новой правды здесь не получит, в отличие от возможного неосведомленного зарубежного зрителя. Здесь намного больше некоего исторического закулисья, драмы не пострадавших от самого геноцида людей, а от политики в целом. Вот только в итоге самой сильной и эмоциональной частью остается именно экранизация записей Гарета Джонса об увиденном им самим в Украине в 1932-1933 годах.
Ранее сообщалось о том, что в киевском метро запустят вагон к фильму Цена Правды