Стыдно, когда не видно или Новое немецкое кино
В прокат вышла немецкая психодрама Невидимая - весьма захватывающая деконструкция темных сторон актерской профессии.
Невзрачная Фина - студентка театральных курсов, она носит непричесанный конский хвост, вечно опаздывает на репетиции и заваливает очередной экзамен. Преподаватели удрученно качают головами и советуют подыскать себе более подходящее занятие. Но тут на горизонте появляется знаменитый режиссер, решивший поставить серьезную пьесу со студентами, и Фина, к удивлению собственному и всех вокруг, получает главную роль. Ее героиня Камилла - взбалмошная нимфоманка с судьбой. Чтобы вжиться в эту неуютную кожу, вполне обычная девочка одевает блондинистый парик-каре и узкое платье, и по капле выдавливает из себя неподдельную драму - причем, настолько успешно, что ее собственная жизнь превращается в черт знает что.
Невидимая - это, главным образом, фильм о том, что актерство - крайне странная и зыбкая профессия, чья ускользающая невидимая сущность балансирует между смертельной серьезностью и смехотворной придурью, необходимостью с кровью вскрывать сокровенное и одновременно - крепко держать на поводке реальность. Будучи довольно обыкновенной девушкой 20 с небольшим лет, с головой в облаках и глазами молодого оленя, Фина пытается найти внутренний стержень для драм своей героини. Неуклюжий финал запутанной игры, которая сразу выходит далеко за пределы театральной сцены - это попытка суицида. То ли для того, чтобы придать вожделенную глубину своим переживаниям, то ли, чтобы расширить профессиональную палитру эмоций, то ли чтобы мать наконец ее обняла и пожалела - так или иначе, эта вздорная глупость приводит ее в чувство, и в финале мы, кажется, видим, что гусеница превратилась в бабочку - правда, вопрос о том, взлетит ли она, остается открытым.
Ту неловкость и нелепость, с которой происходит трансформация, смогла бы сыграть только очень хорошая актриса - и датчанка Стайн Фишер Кристенсен справляется с задачей на отлично. У нее есть особая тихая харизма - заурядная внешность и мощная внутренняя иллюминация, которая интригует куда больше роковых красавиц или хохотливых обаяшек. Сложносочиненные психологические "триллеры" - ее конек: критики хором пели дифирамбы еще со времен номинированного на Оскар фильма После Свадьбы, где Стайн сыграла на пару с великолепным Маддсом Миккельсеном. На этот раз режиссер Кристиан Швохов дал ей все карты в руки - и, кажется, выиграл партию.