Новая пластинка-звезда Дэвида Боуи. Рецензия за день до смерти.

Главный музрелиз начала 2016-го.

Новая пластинка-звезда Дэвида Боуи. Рецензия за день до смерти.

David Bowie ‘Blackstar’ (ISO)

Эта рецензия написана за день до смерти Артиста. Посчитал правильным сохранить оригинальный вариант - чистые впечатления, без отпечатка трагедии, которая все переворачивает. 

Предыдущий студийный лонгплей Дэвида Боуи The Next Day (2013), выпущенный после длительного перерыва, можно считать, пусть с оговорками, традиционной рок-записью. Эффектной, захватывающей, грандиозной,  но более-менее прямолинейной – особенно по меркам самого Боуи.  Следующий диск - нынешний Blackstar - это другой Дэвид. Тот, который инноватор, тот, который жонглирует идеями, за ходом событий в песнях которого следить крайне любопытно.

Со слов Тони Висконти – давнего творческого партнера, снова занявшего кресло продюсера пластинки, – еще несколько месяцев назад стало известно, что приоритетом в работе над Blackstar было максимальное удаление от кодов рока и свобода в организации новых.

В том числе для подобных целей с подачи подруги-соратницы Марии Шнайдер Боуи окружил себя участниками американского квартета Донни Маккаслина, также как и Мария имеющими серьезный вес в мире модерн-джаза. Соответственно, альбом в отдельных местах демонстрирует авант-джазовую прошивку. Но не сказать, будто Blackstar о джазе (в который Дэвид заходил и ранее – то есть, сие не очень удивительно). Как и совсем не о хип-хопе - оным «передернул» поклонников упомянутый Висконти, рассказывая о влиянии Кендрика Ламара. И уж точно не о фишках Джеймса Мерфи, заявленного на раннем этапе и появившегося совсем эпизодически.

В рамках одной композиции здесь (речь о половине диска) сливаются фри-джаз и хитроумные дерганые ритмы, что могут быть отнесены как на счет того же джаза, так и, например, мат-рока, пост-IDM, чуть ли не drum’n’bass (вспоминаем Earthling), виртуозные «фрипповские» гитары и размашистые оркестровки, рваный или лирический саксофон и электронные бэк-ландшафты.

Другая часть песен - как бы Боуи-Висконти ни пытались отдалиться - звучит в более классическом ключе (там внутри тоже много чего происходит, просто внешне все куда ровнее). А иногда в течение одной темы (собственно, 10-минутный сингл Blackstar) экспериментальный, грубо говоря, фрагмент неожиданно сменяет «поп»-формат.   

Тем не менее технический разбор мало что объясняет. Весь альбом имеет какую-то сугубо персональную парадигму, личный стиль. Неуловимо формируемый из деталей, отрывков, флюидов, слоев, прострелов творческого прошлого и, кто знает, футуро-озарений, конечно, самим Дэвидом.

Своеобычный «арт-рок по Боуи» - может быть. И он не только в жанровых изгибах, текстурных, структурных фантазиях. Он также в удивительно сосуществующих с такими фокусами бесподобных мелодиях и гармониях. Он в воздушном саунд-сцеплении, несмотря на, казалось бы, сложный замес элементов (точно не вязкая нефть). Он в уникальной лирике 69-летнего артиста. Он в особенной атмосфере призрачного нуара, наконец.

Blackstar завалили салютами задолго до релиза, а уж сейчас фанфары звучат отовсюду. Хорошо, если бы лет через десять-двадцать так же было. Шансы большие. 

Владимир Сиваш



Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK