Новый и блестящий альбом эпохальных New Order
Камбэк знаменитой манчестерской группы. Плюс третий диск шведского квартета This Is Head.
К десятой студийной пластинке New Order приковано огромное внимание не только из-за их статуса одних из важнейших, судьбоносных артистов в современной музыке последних 35 лет, без которых много чего в ней попросту не случилось бы, а и потому как Music Complete – первый лонгплей с новым материалом за декаду (Lost Sirens 2013-го лишь засветил нереализованные в 2005-м треки). К тому же записанный впервые без ушедшего со-основателя группы (равно как и Joy Division) басиста Питера Хука, игравшего значительную роль, зато при участии возвратившейся клавишницы Джиллиан Гилберт.
Нужно сказать, New Order всегда держали планку, не имея откровенных провалов, но этот диск, без сомнения, один из лучших. Что даже удивительно (без Хука, в таком-то солидном творческом возрасте) и очень притяно. Music Complete полон сил, энергии, свежести. С одной стороны, Бернард Самнер и компания отменно воспроизводят фирменные приемы. С другой - ни о каком нафталине и речи быть не может, альбом неожиданно сворачивает к электронной и танцевальной стороне.
То есть, это не новинка – вспомним, например, Technique и безоговорочный факт влияния New Order на эйсид-хаус и прочие дэнс-штампы. Однако две предыдущие пластинки были гораздо менее электронными и бодрыми. А тут две трети номеров – прямо дискотека, по-хорошему. Фрагменты «мородеровского» диско, взвинченный синти-поп/future-pop, итало-диско, даже Hi-NRG и гараж-хаус. Качает, вгоняет в танцевальный экстаз.
При этом – все равно чистый New Order. Интенсивно пульсирующий бит, упругие выразительные бас-линии (и не сказать, будто отсутствие Питера Хука особенно сказалось), вообще, отточенная несущаяся ритм-секция, привычные для бэнда инфинитивные петли на 6-8 минут. Сочные синтезаторные мазки, звонкие гитары стреловидными лучами от стробоскопа. Бесподобные поп-хуки в каждой песне. Очень плотный звук. Но и старое-доброе нью-вейвовское тепло вместо цифровой стали.
Несмотря на превалирующую дэнс-электронную направленность, в нескольких песнях отсвечивает и более органический вектор New Order. С нотками гитарного пост-панка, кое-где меланхолии. Особенно во второй части альбома (если откровенно, капельку проседающей). Что никак не отображается на цельности произведения. Его, кстати, не нарушают и многочисленные разноплановые гости – Игги Поп, Том Роулендс (из The Chemical Brothers), Стюарт Прайс, La Roux, Брендон Флауэрс. Они – лишь дополнение, штрихи, их почти не заметно. Music Complete – аутентичный литой сверкающий New Order. Устремленный в будущее из победоносного прошлого.
Пять лет назад бэнд из Мальме This Is Head дебютировал на волне прорыва групп вроде A Mountain Of One и Fontan, в общей категории так называемого прог-диско. Где неспешный илистый диско-грув подспудно обозначался в системе прог-рока, происходила взаимная мутация краута и space-age-boogie. Правда, второй альбом шведов уже был немного другим, а сегодня диско практически вычеркнуто из уравнения, акцент почти полностью сместился в сторону легкой психоделии, где обволакивающий космос соседствует с очарованием скандинавских пасторалей.
Свою третью пластинку команда записывала на маленьком острове к северу от Гетеборга, в деревянной хижине. Отчего саунд получился каким-то теплым, буквально тактильно мягким. А песни – скорее мечтательными, эйфорическими, парящими, чем концептуальными и топкими.
При этом темы словно по маслу перетекают от краута к дрим/спейс-попу, от психоделического рока, «пинкфлойдовщины» (да, пара композиций точно вызывают ассоциации с Floyd) к облегченному пост-панку и… все-таки даб-диско.
Чрезвычайно ладный для уха альбом, в котором и шарм, и интеллект – для меня очень странно, что This Is Head до сих пор не группа первого эшелона. Хотя им в хижине на скандинавском островке оно, может быть, и не нужно совсем.
Владимир Сиваш