Четыре июньские пластинки: селекция лучшего
Музыкальный критик Афиша bigmir)net рассказывает про четыре июньские новинки.
Twin Shadow ‘Confess’ (4AD)
Налетят сейчас хипстеры и музкритики (ха-ха) да начнут носом воротить по поводу второго
альбома всеобщего любимца, модника с видом «болливудского сутенера», а на самом деле
уроженца Доминиканской Республики с пропиской в Бруклине Джорджа Льюиса-младшего,
ака Twin Shadow. Мол, первый диск двухлетней давности Forget был пленительным со своим
ощущением bedroom-лоу-фая, легкой гипногогической пеленой, мягким хонтологическим
расфокусом. А тут – все дюже, обстоятельно, даже высокопарно. Без теплого пледа, так сказать.
Только знаете что – было бы гораздо хуже, если бы Twin Shadow снова в 2012-м поддавал глоу-
фай-зыби и прятал свои бесподобные нью-вейв-стилизации за чилл-кисеей.
Нет, здесь Джордж сдернул занавески. Вышел из спальни и направился в студию. Да, саунд
гораздо более чистый, экспансивный, широкий. Уж, не междусобойчик. Песни хотят быть почти
torch-гимнами, и все такое. Ну, и ok – нет или почти нет в 2012-м уже никакого чилл-вейва (только
немногие уникумы, вроде Poolside c их классным последним синглом Slow Down, могут тут
еще «нажиться»). А очарование лучших романтиков 80-х, нью-вейв- и пост-панк-светочей никуда
не денется и сто лет спустя. Twin Shadow умеет сии чары подавать заново в таком виде, что аж
голова кругом (это говорит вам человек, который слушал Моррисси, Смита, Самнера и прочих, с
кем здесь могут возникнуть ассоциации, не в 00-х во время всяких ривайвлов, а тогда, когда они,
собственно, выпускали свои эпохальные записи). Теперь – с хорошим бюджетом и разгоном. Ну и
что?
Много разговоров вокруг второго лонгплея британского дуэта Grasscut. Во-первых, конечно,
успех первого альбома изначально задает градус. Во-вторых, любопытная раскрутка пластинки
с информацией, что каждая из десяти песен пластинки имеет альтернативную «shadow»-версию
– помещенные в боксы с проигрывателями эти треки спрятаны по всей Англии (все десять тем
посвящены отдельным регионам страны): мол, ищите эксклюзивы, помимо них получите бонусы и
так далее. В-третьих, споры по поводу того, странно или нет, попсово или нет, звучат Grasscut для
Ninja Tune Records – легендарного лейбла, где они выпускаются.
Последнее, конечно, уже само по себе удивительно – в последние десять лет на Ninja Tune
выходит все что угодно. И микс мягкой псевдоэкспериментальной электроники с меланхоличным
песенным, прям пасторально пригожим материалом да некоторым фолковым моментом, как у
Grasscut, совсем для Ninja Tune не новость. Хотя, безусловно, подобную вещь лет 15 назад скорее
записали бы насчет так называемого «вайльхаймского саунда» и, вообще, немецкого электронно-
ориентированного пост-рока (да, хоть Notwist какой-нибудь) и индитроники, чем в компанию к
Coldcut и Amon Tobin. А так, если абстрагироваться, - милая, немножко грустная, вполне здравая
и красивая пластинка. Вряд ли Grasscut претендуют на лавры экспериментаторов – оно им не
нужно.
Это кто поет? Похоже на Карин Дрейер Андерссон из The Knife – не она, но похоже. Да, что там
и музыка, вообще-то, напоминает The Knife да Fever Ray. Темный электро-поп с волховской,
мистической ноткой, словно из мрачноватых скандинавских сказок. Оказывается, девушку тоже
зовут Карин – только не Андерссон, а Парк. И она тоже из Швеции. Более того, со-продюсером
Highwire Poetry выступил Кристофер Берг, напрямую причастный к звуку The Knife и Fever Ray. Все
сходится.
У Карин Парк помимо гот-электро-попа проскакивают элементы индастриала и даже пост-
дабстепа (в ритмике), а вокальная манера в отдельных треках больше «уходит» к Bjork. Но ночное
чародейство шведско-норвежских колдуний на основе синтезаторного попа под Гари Ньюмана и
прочих электро-ведунов все-таки кровно связывает ее с The Knife. Вторично? Бабка надвое гадала.
Несмотря на то, что Highwire Poetry позиционируют как дебютный международный альбом Парк,
проживающая в Осло (реже - в родной Швеции) девушка, оказывается, выпускает пластинки в
Скандинавии аж с 2004-го года, имеет там множество наград/почестей и даже титул «электро-гот-
принцесса». Так что…
Кстати за последние месяцы Карин успела выступить на разогреве у Azari & III, SBTRKT и The Ting
Tings.
Несколько раз везло видеть главную рок-группу Бельгии живьем. Впечатляли, хотя никогда не
был их особенно рьяным поклонником. То есть, то, что команда из Антверпена – очень серьезные
ребята, было понятно, но чтоб альбомы прямо захватывали по полной – не уверен. А вот новая
пластинка пошла на ура. При том, что сей диск dEUS записали, можно сказать, на скорую руку – он
вышел буквально через год после предыдущего: типа, были новые песни в туре, решили быстро
пустить материал в работу. Преданные фэны бельгийцев, возможно, больше будут ценить их
выверенные концептуальные полотна, но Following Sea как раз и отличается тем, что не «давит»
монументом. Просто отличный набор отличных композиций.
Причем, на разный вкус. Атмосферный нуар-рок с синематографическим ощущением, пепельным
декадансом, некоторым внутренним напряжением, ночной тревогой во время дрифтинга на авто
по темным улицам (пилотный сингл на французском Quatre Mains – будто смесь Барри Адамсона,
Генсбура и… самих dEUS). Щемящие, блуждающие между «побитыми» эмоциями совершенно
неотразимые ноктюрны с характерным smoky-вокалом Тома Бармана (когда он переходит на
spoken word – вообще, пронизывает). Кряжистый фанк-рок. Довольно легкие акустические номера
с прилипчивыми куплетами. Снова – тени ночью, атмосфера, смытые фильтрами многочисленные
гитарные слои, дабовый бас, низкий крун. Одним словом, многолетние короли бельгийского
артового инди-рока одной левой удерживают свой трон. Даже с материалом, запечатленным
сходу и без подготовки.
Владимир Сиваш