Самые ожидаемые фильмы Каннского кинофестиваля
Нынешние Канны на диво богаты вкусными премьерами, из которых Лукьян Галкин с трудом выбрал самые интригующие.
Постоянный покупатель/Personal Shopper Оливье Ассайаса
Возможно, вы никак не вспомните фамилию, но вполне могли видеть его прошлый фильм, Зильс-Мария, который держался на равноценном вкладе трех очень разных актрис – Жюльет Бинош (Английский пациент), Хлои Грейс Морец (Пипец) и Кристен Стюарт (вы сами знаете, где она сыграла). Последняя перекочевала и в нынешнюю премьеру, триллер Постоянный покупатель – видать, оба остались довольны сотрудничеством. Впрочем, здесь можно не гадать: Кристен Стюарт, на которой, кажется, все поставили крест, в умелых руках Ассайаса выдала такой класс актерской игры, что сравнялась с маститой Бинош, и стала первой американкой, получившей Сезар, французский аналог Оскара. Тем их новая совместная работа и интригует – не каждый день, знаете ли, голливудские поп-идолы становятся музами европейских режиссеров.
Бесконечная поэзия/Poesía Sin Fin Алехандро Ходоровски
Еще один незнакомец в списке? Не беда, чуть ниже поджидают старые добрые Джим Джармуш и Вуди Аллен. Впрочем, свести знакомство с Ходоровски не менее любопытно, чем с этими двумя: Алехандро – утонченный сюрреалист уровня Дэвида Линча (Твин Пикс, Малхолланд Драйв). А еще он писатель, композитор, автор комиксов, психомаг, короче говоря – мастер на все руки. Лучшие годы Ходоровски в кино припали на 70-ые. Тогда он впечатлил самого Джона Леннона, под покровительством которого вышел один из самых радикальных фильмов режиссера Священная гора (рекомендую как-нибудь с ним ознакомиться, но лишь в здравом уме и твердой памяти, для которых Ходоровски и так регулярно становится немалым испытанием). В 2013 году маэстро взялся за визуальные мемуары и выпустил Танец реальности, поэтичный и фантасмагоричный рассказ о своем детстве в политизированном Чили. Нынешний фильм – своеобразное продолжение; теперь Ходоровски расскажет о юности и о том, как твердо решил стать поэтом.
Она/Elle Пола Верховена
Да-да, того самого Верховена, что в девяностые снял Робокопа и Вспомнить все. На самом деле, этот голландский режиссер – изощренный сатирик, в своих фильмах заостривший присущие американской культуре черты до пародийной шаблонности, которую многие в свое время восприняли как вполне серьезный элемент стиля. Чтобы понять, как Верховен умеет по-другому, достаточно посмотреть Черную книгу, военную драму, также пропитанную едкой иронией Пола, но уже с европейским привкусом. Она с Изабель Юппер в главной роли расскажет историю изнасилованной женщины, которая стремится отомстить надругавшемуся над ней мерзавцу и втягивается в поединок не хуже того, что в свое время произошел между Клариссой Старлинг и Ганнибалом Лектером. Триллеры с эротическим подтекстом у Верховена получаются особенно хорошо: напомню, что именно он снял культовый Основной инстинкт.
Патерсон/Paterson и Gimme danger Джима Джармуша
Джим Джармуш – любимец Канн: практически каждый его фильм был показан на Лазурном берегу (при этом знаменитого Мертвеца с Джонни Деппом там в свое время почему-то освистали). Еще Джима преследуют проблемы с финансированием, возможно, из-за некогда испорченной кармы: Джармуш превратил грант, полученный на обучение, в бюджет дебютного фильма Отпуск без конца. По его словам, деньги на последнюю картину Выживут только любовники он искал семь долгих лет, так что премьера сразу двух фильмов – большой праздник для поклонников режиссера.
В главной роли игрового Патерсона снялся Адам Драйвер, нелепым видом опорочивший (или нет – в зависимости от того, нравится ли вам седьмой эпизод Звездных войн) доброе имя ситхов. О чем пойдет речь в фильме, пересказывать практически бессмысленно: работы Джармуша – особый жанр в кинематографе, каждый почитатель которого зачастую понимает, что дело не только и не столько в сюжете. Кроме того, Джим привез в Канны документалку о группе The Stooges и ее фронтмене Игги Попе, который некогда снялся в эпизоде Кофе и сигарет и сыграл эпизодическую роль в упомянутом Мертвеце. Говорю же, на редкость урожайным выдался фестивальный год.
Светская жизнь/Café Society Вуди Аллена
Фильм манхеттенского невротика уже в третий раз открывает Каннский фестиваль: прежде этой чести удостоились Голливудский финал и Полночь в Париже. При этом в конкурсе Аллен принципиально не участвует: дескать, претит сама идея сравнения любой его картины с другими. Светская жизнь в третий раз (снова в третий!) сведет Джесси Айзенберга и Кристен Стюарт – прежде эти двое встречались на съемках Парка культуры и отдыха и Ультраамериканцев. Сюжет расскажет о молодом амбициозном персонаже Айзенберга, который прибыл покорять Голливуд, но обнаружил там лишь цинизм, фантасмагорию… и, конечно же, красавицу. Кажется, Аллен немного заступает на территорию братьев Коэн: от трейлера ощутимо веет Аве, Цезарем, а от сюжета – Бартоном Финком.
Неоновый демон/The Neon Demon Николаса Виндинга Рефна
Не знаю, как вы, а я больше всего жду именно фильм безумного датчанина. В 2011 году Рефн завоевал титул лучшего режиссера за медитативный боевик (прекрасное сочетание, не правда ли?) Драйв, однако последнюю его работу Канны приняли куда холоднее – сюрреалистический триллер Только Бог простит был разгромлен неблагодарной критикой. Но Николас, которого в свое время благословил сам Гаспар Ноэ (Любовь, Необратимость, Вход в пустоту – просто посмотрите их все), не расстроился, и уже трейлер Неонового демона намекает на стилизованное безумие в духе прошлого фильма. Сюжет, по видимости, обыгрывает классическую хоррор-стори о графине Батори, которая купалась в крови молодых девушек, чтобы удержать собственную красоту. На месте дряной графини – группа моделей, вероятно, олицетворяющих голливудскую индустрию в целом, а жертвой станет подросшая и похорошевшая Эль Фаннинг. Кстати, под шумок в состав затесался еще и целый Киану Ривз.
Джульетта/Julieta Педро Альмодовара
В прошлый раз испанский режиссер попытался порадовать зрителя эксцентрической комедией Я очень возбужден. Получилось не очень, потому Альмодовар вернулся к привычной парадигме проникновенной женской драмы с элементами национального сумасбродства. Джульетта поведет повествование в двух временных пластах с разницей в три десятка лет, объясняя, как жизнерадостная героиня превратилась в несчастную психотичную женщину.
Иронично, что любимице режиссера Пенелопе Крус на этот раз места не нашлось, зато одну из главных ролей получила Эмма Суарес. В чем же тут ирония, недоуменно спросите вы? Все просто: Крус позаимствовал для своего последнего фильма Ма Ма Хулио Медем, который некогда прежде только то и делал, что снимал Суарес (четыре совместных работы, шутка ли). Вы поняли, да? Ревнивые испанцы, что тут скажешь.