Канны, день 1: первые женщины, первые фильмы
PR-директор Одесского кинофестиваля Александра Кравченко в ущерб режиму здорового сна ведет дневник с Каннского кинофестиваля.
Здесь она проведет 12 дней и ночей за отбором фильмов для 6-го ОМКФ, который состоится с 10 по 18 июля.
Вчера, 13 мая, 68-й Каннский кинофестиваль открылся фильмом С высоко поднятой головой/La tête haute - французской социальной драмой Эмманюэль Берко о сложном пути трудного подростка. Берко, объявленная поначалу первой женщиной-режиссером в истории каннских открытий, вскоре после выпуска релиза оказалась совсем не первой (еще в 1985 году Каннский фестиваль открывал Влюбленный мужчина режиссера Дианы Кюрис).
Словно чтобы загладить оплошность, 68-й Каннский фестиваль все же нашел свою «первую женщину» - французская актриса Аньес Варда станет первой дамой в маленьком клубе лауреатов Почетной золотой пальмовой ветви за вклад в кинематограф, где компанию ей поддерживают Клинт Иствуд, Вуди Аллен и Бернардо Бертолуччи.
Женский тренд на этом не исчерпывается. Жюри параллельного конкурса Особый взгляд возглавила Изабелла Росселини, а жюри Золотой камеры, которую вручают за лучший дебют фестиваля - актриса и режиссер Сабин Азема. Даже официальные фестивальные сумки в этом году - нечто среднее между женским сити-бэгом одной популярной марки и советским дерматиновым школьным портфелем.
Пока звезды открытия нарушали табу директора фестиваля Тьерри Фремо на красноковровые сэлфи, объявленные им «дурью и гротеском», звезда фильма-открытия и гранд-дама французского кино Катрин Денев выступила на пресс-конференции с некрологом о закате больших кинозвезд за горизонт социальных сетей, где источником звездности становится бесстыжий эксгибиционизм, а не пленительная загадка (как это было принято у приличных людей).
В некотором отдалении от пышных торжеств, в первый день фестиваля журналистам показали два фильма из основного конкурса, где за Золотую пальмовую ветвь соревнуются 17 претендентов.
Наша маленькая сестра/Umimachi Diary Хирокадзу Корээды - сага о четырех сестрах, переживающих семейные драмы в сливовом саду. В позапрошлом году Корээда получил в Каннах Приз жюри за фильм Сын в отца, в котором также размышлял на тему «кровные узы против фамильных». На этот раз его экранизация популярной японской манги показывает драму как будто через нежный фильтр Инстаграма. О Дневнике Умимати вместо рецензии уместнее написать что-то вроде хокку:
Коснулся дождь сливовых лепестков,
Домашнее вино прокисло -
Как сладок вечер четырех сестер.
Совсем с другой стороны все те же семейные ценности показывает итальянский режиссер Маттео Гарроне в своем первом англоязычном фильме Сказка сказок/Il racconto dei racconti, снятом по мотивам средневековых неаполитанских басен Джанбаттисты Базиле. Страдающая бесплодием Королева-мать (Сальма Хайек) приносит на алтарь материнства мужа, сердце речного чудовища и собственную жизнь. Король-вдовец (Тоби Джонс) тайком выращивает в спальне гигантскую блоху и привязывается к ней пуще родной дочери, которую выдает замуж за орка-людоеда. Безобразная старуха случайно соблазняет пылкого Короля-любовника (Венсан Кассель), а после пьет молоко из ведьминой груди и превращается в молодую красавицу. После того, как в течении 400 лет первые европейские сказки Базиле через пересказы братьев Гримм и Ганса Кристиана Андерсона мутировали в стерильные диснеевские мультики, Гарроне возвращает зрителям первобытные сюжеты канонических историй во всем их срамном блеске и брутальном великолепии. После трагифарса Реальность, взявшего в 2012 г. в Каннах Приз жюри, Гарроне снял сказочный гиперреализм, в котором его сочный визуальный стиль нашел себе идеальное применение: чего только стоит сцена, где Сальма Хайек в белоснежном зале поедает кровавое сердце с серебряного блюда.
Каннский кинофестиваль - это главное вавилонское столпотворение в киноиндустрии, и здесь бок о бок сосуществуют параллельные вселенные: вечеринки в старинных замках и бомжующие синефилы, бизнес-встречи на яхтах и бутерброды с колбасой в кинорыночных павильонах, полу-голые отдыхающие и полу-обнаженные голливудские селебрити, фотоколлы на красной дорожке и бесконечные очереди на фестивальные показы. Даже на столе в нашей каннской квартире рядом оказались бутылка Veuve Clicquot и букет пластмассовых ромашек. Сегодняшний день начался безумно рано с Безумного Макса. Продолжение следует.