Трудно быть звездой? Скандал в опере и Денис Матвиенко
Во вторник Украину–Красавицу, спящую страшным сном, разбудил будильник скандала. Ура, ура, у нас тоже, как в Большом, в Опере есть о чем поговорить. Помягче, конечно, без кислоты в лицо, но тоже весело.
Во-первых, уволен художественный руководитель балетной труппы, который и принят на работу не был. Убедили его злые коварные дяди, пригласив на должность, не писать про нее заявление, а написать про "ведущий мастер сцены" (танцовщик-солист, но круче). Попросили год подождать, мол, Яременко (бывший начальник балета) может оспорить увольнение. Но тому и в простых балетмейстерах, ничего не делая, оказалось вполне комфортно.
Послушный Матвиенко пришел через год с заявлением, оставил, вопросов не задавал, так как не до того – работа звезды в Лондоне и разных других ведущих театрах мира. Когда в очередной раз поспорил с зав. отделом кадров, (чуть ли не главным действующим лицом в этой истории), защищая финансовые условия работы артистов, та выдала ему коронную украинскую фразу – а ты кто такой? Оказалось, что заявление не подписано, и Матвиенко, как был всего лишь звезда, так и есть. И снова у звезды вопросов не возникло, премьера новой редакции Баядерки (насколько актуальны такие премьеры сейчас обсуждать не будем, эти вопросы померкли) на носу была.
Поедет теперь звезда, видимо, в родной сердцу каждого творческого человека балетный Петербург, а кресло начальника балета займет подававшая когда-то надежды, но переставшая, Анико Рехвиашвили, народная артистка и профессор Поплавского.
Во-вторых, соответственно одному документу для внутреннего пользования "ПЛАН РАЗИТИЯ БАЛЕТНОЙ ТРУППЫ И ВОЗВРАЩЕНИЯ ТЕАТРУ ОПЕРЫ И БАЛЕТА УКРАИНЫ ИМ.Т.Г.ШЕВЧЕНКО СТАТУСА "ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ БАЛЕТНЫХ СЦЕН ЕВРОПЫ" (почему для внутреннего? Что с именем театра, его переименовали обратно?) Денис Матвиенко все придумал хорошо и правильно (как в лучших домах) – и ревизию труппы произвести, и сократить ее, и качество повысить, и дисциплину усилить. И балет популяризировать (вплоть до выхода на подиумы Fashion Show), и звезд побольше собрать, и модернизировать репертуар, и помочь украинскому балету выйти на мировой уровень. Все равно получалась "смесь английского с нижегородским" - как говаривал И. Бродский. Отсутствие собственного взгляда и собственной стратегии при наличии звездных связей должны были обеспечить безопасность и успех. Не срослось. Коса нашла на камень. Камню по традиции положено лежать и ни о чем не думать, коса же думать не может, ей звезды слишком ярко светят, мир застят.
В-третьих, Денис Матвиенко, будучи выходцем из этой самой системы, соглашаясь принять предложение, не мог не знать, с чем/кем ему предстоит иметь дело. Однако, звезды, конечно, не про войну. Звезды хотят как лучше и чтобы красиво. Но рассчитывать про чиновников от культуры, что "они поймут" - это уже какая-то пугающая наивность. Как выпустить собственного ребенка одного погулять среди ночи в опасном районе, надеясь на лучшее…
Теперь об экзистенциальном, так сказать. “Как ни странно, но в Киеве я не чувствую себя дома, а вот в Питер всегда приезжаю именно с чувством, что возвращаюсь домой. Свое нынешнее состояние я бы назвал так: мое сердце здесь, а голова в Киеве” – сказал Денис Матвиенко в интервью журналу Совершенство зимой 2012-го.
Уважаемый Единственный в мире обладатель четырех Гран-при, Приглашенный солист многих звездных театров, приличные люди не держат сердце в одном месте, а голову в другом. Их лучше все-таки всегда возить с собой…
Чтоб закончить – немного Кафки (хоть и говорят, что это уже банальность, так как его абсурд давно стал реальностью). Кафка говорил своему другу Максу Броду, что герой неоконченного романа “Замок” К. останется в Деревне до смерти, и, находясь при смерти, получит от Замка сообщение, что до этого находился в Деревне нелегально, но теперь ему наконец дается разрешение на проживание и работу в ней.
Лариса Венедиктова