Фото - выставка Своя комната: За границами нормативности
В новом помещении Центра визуальной культуры в кинотеатре Жовтень (информация для тех, кто пропустил: из прежнего помещения в Староакадемическом корпусе Могилянки ЦВК был изгнан по указу ректора Академии Сергея Квита за “порнографическую” выставку Украинское тело) открылась выставка Евгении Белорусец “Своя комната”.
Выставочный проект ЦВК Образ в темноте: современная критическая фотография является частью параллельной программы Первой Киевской международной бьенале современного искусства ARSENALE 2012. Кстати, похоже на то, что теперь любые события в области искусства - это параллельная программа Арсенале. Пока не понятно, почему это так, подробнее об Арсенале 2012, его основной, специальной и параллельной программах – в последующем.
Однако, вернемся к Своей комнате. Выставка посвящена повседневности-обыденности ЛГБТ (лесби-, гомо-, би-, транс - сексуалы) и квир-семей. Квир (Queer) – жаргонное слово в английском языке, изначально служившее для ненормативного наименования геев, этимологически - «за границами нормативного общества». Со временем оно стало обозначать идентичность, лишенную сущности, “которая по определению расходится сo всем нормальным, легитимным, господствующим”. То есть это понятие говорит уже не только о ненормативной сексуальности, но и вообще об отказе от традиционных зафиксированных идентичностей, может использоваться применительно к принципиально отличному от других человеку или сообществу. “Квир” сегодня - это движущаяся, постоянно меняющаяся идентичность, способная подрывать контекст нормативности, сопротивляться любым дихотомиям путем изменения.
Своя комната – серия документальных фотографий и историй из жизни, рассказанных их персонажами, собранных Евгенией Белорусец во время ее фотографического путешествия по Украине. Фрагменты быта, повседневные радости и переживания, зафиксированные на фото и в текстах, призваны преодолеть социальную исключенность, способствовать выходу из зоны молчания, в которую погружена тема гомосексуальности, развеять чудовищные биологические, психологические, социальные мифы, сопровождающие эту тему.
Антидискриминационная интенция выставки, тем временем, оказывается под вопросами: Возможно ли критиковать жесткую идентификацию, подчеркивая ее? Достаточно ли доброго намерения, в частности – включить исключенных в контекст нормативности? Не нуждается ли сам этот контекст в разрушении? Какими способами можно уйти от детерминации, освободиться от нее так «будто каждый мог бы быть всеми, то есть «континуально варьировать» свою приобретенную и уже артистическую безымянность»?
Квир – это политическая позиция, которая (как заявлено в концепции выставки) отстаивает альтернативу господствующим бинарным оппозициям (женское/мужское, гомосексуальное/гетеросексуальное, норма/отклонение), а также - маргинализации, социальному исключению и дискриминации тех, кто существует за границами “нормы”.
Вот только отстаивание альтернативы тут очень уж безучастно-остраненное, хоть и сочувственное. Это не про “меня” (автора выставки), это – про “них”, несчастных, загнанных в замкнутое пространство их сексуальной идентификации. “Я” (автор) могу говорить о них лишь в третьем лице - “они”, “мои герои”. Событие изменения должно произойти в зрителе, ни с автором, ни с героями выставки, по видимому, ничего не происходит.
Как будто превращение несправедливости в справедливость возможно всего лишь изменением чисто внешнего морально-этического отношения к той или иной проблеме без внутреннего изменения личности. Как будто вопрос справедливости можно присвоить ситуации извне, а не вырастить изнутри.
И, кажется, говорить о дискриминации все-таки придется более сложно, чем только свидетельствуя очень ограниченные возможности самоопределения для людей, находящихся за границами нормативности. Смею предположить, что возможно, сама фиксированная гендерная идентичность и есть проблема. И, может быть, выставка могла бы говорить о потенциальном отказе от нее?
Выставка продлится до 20 мая