ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов

До конца фестиваля осталось пару дней, и это самое тяжелое время для всех гостей.

ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов

Во-первых, за пару дней до конца начинаешь понимать, что видел на фестивале все, кроме моря. И за предстоящих два дня надо успеть еще посмотреть кучу фильмов. Во-вторых, в голове и всем теле плотным слоем оседает чувство усталости, которая начинает тебя одолевать прямо с утра. И в-третьих - да где же это море, черт подери.

Конкурсный смотр тоже приближается к финалу. Сегодня с утра иду на Чужой дом/Skhvisi sakhli  грузинского режиссера Русудан Глурджидзе.

ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов
ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов

Действие картины происходит с начале 1990-х гг. на грузинско-абхазской границе после военного конфликта в заброшенной деревне на территории победителей. Сюда переезжает семья из четырех человек в дом, в спешке покинутый мирными жителями, поэтому большинство вещей остались не тронутыми. Астамур и его жена Лиза с дочкой и сыном селятся в старом сыром доме. Их сюда привозит Рыжий, который занимается расселением людей в заброшенные отдаленные деревни. Оказывается, что семья здесь живет не одна. Через пару домой по соседству обитают две сестры: стриженная под мальчика и в военной форме Ира и ее овдовевшая сестра Азида с дочкой Натой. И пока взрослые женщины наблюдают за новенькими через бинокль, девочка уже мчится знакомиться с соседями и заводит дружбу с мальчиком Лео. 

Тема фильма не нова - последствия войны, которая оставляет не столько физические шрамы, сколько моральные увечья на душах людей. Война для них прошла, но не закончилась. А дом, в котором живут персонажи, есть и всегда будет чьим-то чужим.

Отельного внимания заслуживает, конечно, операторская работа. Дождливые грузинские пейзажи, лимонные деревья и красивые грустные женщины - каждый кадр пропитан какой-то невероятно красивой тоской.

А в Одессе снова жарко, и я спасаюсь от нее на ближайшие полчаса в пресс-руме, где стоит гигантский кондиционер. Сегодня многие хотят попасть на Голубое платье и Бориса Немцова. Я же иду на новое румынское кино - фильм Адриана Ситару Незаконные/Ilegitim.

ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов
ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов

До 1989 г. в Румынии были запрещены аборты. Поэтому неудивительно, что тема запрета так часто появляется в румынском кино. Незаконные - это история о семействе Ангелеску во главе с овдовевшим полтора года назад отцом-врачом и четырьмя взрослыми детьми. Фильм начинается с того, что обычный ужин превращается в драку. Дети узнают, что отец во времена запрета абортов доносил на женщин, которые хотели прервать беременность. В порыве гнева он сообщает своим двойняшкам Роми и Саше, что мать на самом деле не хотела их рожать, и это он ее уговорил не делать аборт. Все подрались и на время угомонились.

Будучи двойняшками Саша и Роми всегда были близки, вот только со временем эта невинная близость переросла в настоящую любовь и сексуальную связь, которую они тщательно скрывают. Для родственников такая новость станет настоящим ударом, но то ли еще будет.

Все это румынское кровосмешение пробуждает во мне аппетит и, принимая приглашение друзей, я иду обедать, как белый человек, впервые за весь фестиваль. А к вечеру публика сходится к кинотеатру Родина, где показывают последнего участника Национального конкурса - Голубое платье режиссера Игоря Минаева.

ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов
ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов

Фильм очень странный. Это история о парне, живущем в Париже и недавно потерявшем мать. Женщина умерла внезапно и без всяких видимых и медицинских на то причин. Анна родом из Одессы, поэтому с сыном она общалась на русском языке. После похорон герой освобождает от вещей мамину квартиру и находит под кроватью коробки с кинопленкой. Теперь он пытается выяснить, что это за фильмы и какое отношение к ним имеет его мать. Оказывается, что еще до рождения сына в молодости у Анны была большая любовь с режиссером, которую она пронесла через всю жизнь.

Лента состоит из трех огромных фрагментов фильмов самого Минаева, которые перемежаются монологами сына с воспоминаниями о матери и чтением чужого дневника. Все предельно ясно, поэтому на вопросы к съемочной группе мы уже не остаемся. На документалку Зоси Родкевич Мой друг Борис Немцов, если сказать честно, я идти вовсе не собиралась. Но хорошая компания и белое сухое сделали свое дело, и вот она я, уже сижу в первом ряду.

ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов
ОМКФ, день седьмой: новое румынское кино и Немцов

Три года назад Зося должна была снимать новостные сюжеты про Бориса Немцова, как раз во время его предвыборной кампании в Ярославле для документальной работы Срок Павла Костомарова, Александра Расторгуева и журналиста Алексея Пивоварова. Но отснятый материал Зоси в этот проект не вошел. Поэтому девушка решила смонтировать свою ленту. Уже после убийства Бориса в феврале 2015 г. режиссеру пришлось полностью поменять концепцию. Постановочные съемки с агитацией как раз сюда и не попали. Вместо этого мы видим известного политика, что называется, за кадром. По словам Зоси, ей намного важнее было снимать, как Борис Ефимович ест, спит и общается с друзьями.

Зал с радостью воспринимает происходящее на экране, поскольку все митинги и выступления Немцова направлены против политики Путина и его бессменного правления. А мне становится грустно от того, что такого обаятельного и харизматичного человека больше нет среди живых. Пусть хотя бы в фильме он останется таким живым и настоящим.


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK