Лучший фильм года: крем-брюле Отеля Гранд Будапешт
Из всех номинантов на звание Лучший фильм Отель Гранд Будапешт самый смешной и легкий.
Единственная комедия среди восьми номинантов, которая, будем смотреть правде в глаза, вряд ли получит статуэтку за фильм, да и Уэс Андерсон слишком сказочный для Оскара, как режиссер. Зато Отель Гранд Будапешт самый вероятный кандидат на призы за костюмы. Всего у фильма девять номинаций, так что без награды съемочная группа домой точно не уйдет. И это при том, что у них уже есть Золотой глобус, пять Золотых масок и берлинский Серебряный медведь.
Работы Уэса Андерсона сложно перепутать с кем-либо другим, даже рекламные ролики у него похожи мини-фильмы. Их сразу узнаешь по фирменному ретро-стилю Уэса, цветовому наполнению и продуманным мелочам, каждая из которых прячется в предыдущую. Отель Гранд Будапешт именно такой. Сюжет как матрешка состоит из нескольких частей. В начале фильма мы видим, как в наше время в восточно-европейской стране Зубровка девушка приходит к памятнику писателю по имени Автор. Потом появляется и сам он (Том Уилкинсон) в почтенном возрасте (1985 г.) и начинает рассказ об источнике своей книги. Будучи молодым амбициозным писателем (1968 г.), он поехал в альпийские горы отдыхать и поселился в легендарном когда-то Гранд Будапеште. В полупустом отеле Автор (Джуд Лоу) знакомится с почтенным господином Зеро Мустафой, который рассказывает ему о своей жизни и о том, как ему досталось это сооружение.
Режиссер переносит зрителя в 1932 г. в период расцвета Гранд Будапешта, когда юный Зеро Мустафа (Тони Револори) пришел сюда работать коридорным под началом не менее легендарного, чем сам отель, консьержа Месье Густава (Рэйф Файнс). В свободное от своих основных обязанностей он оказывает внимание пожилым гостьям, среди которых оказывается состоятельная дама Мадам Селин-Вильнев Дегофф-унд-Таксис (Тильда Суинтон). При загадочных обстоятельствах зазноба Густава умирает и оставляет ему в наследство самое ценное – картину Мальчик с яблоком. Но дети усопшей с таким раскладом не согласны. После кражи картины консьержа обвиняют в убийстве Мадам Д. и сажают в тюрьму. Сын-фашист покойной Дмитрий Дегофф-унд-Таксис (Эдриен Броди) нанимает жестокого головореза (Уиллем Дефо), чтобы тот убил неугодного наследничка. А после побега из тюрьмы за ним и юным Зеро гонятся еще и полицейские.
Вся эта цветная чехарда сопровождается отличной музыкой. Но надо сказать, что симпатию в фильме вызывает абсолютно все. От персонажей, добрые они или плохие, до самого отеля с его пряничным фасадом. Даже брутальности, например, отрубленные пальцы, смотрятся с каким-то умильным отвращением. И, конечно же, спасибо большое Уэсу за актерский состав. Андерсон такой режиссер, у которого хотят сниматься все звезды, пусть даже в эпизодической роли.
Мы искренне рады, что с каждым годом Американская киноакадемия все больше симпатизирует нестандартному кино и удостаивает своим вниманием действительно лучших представителей жанра. И Уэс Андерсон именно такой.