Гэтсби: Великий и ужасный. Пару слов о фильме
В своей экранизации романа Фрэнсиса С. Фитцджеральда австралийский режиссер Баз Лурман дал миру Лео и зрелищ.
Актер Леонардо Ди Каприо в роли Джея Гэтсби вновь превращается в главный секс-символ для девушек гуманитарных склонностей, как после фильма Лурмана Ромео+Джульетта в 1990-х.
Сюжет фильма Великий Гэтсби, снятому по одноименному классическому американскому роману 1925 года, известен всем, кто прилежно учился в старших классах. Нью-Йорк, лихорадочные 1920-е - отчаянная эпоха африканского джаза, запрета на алкоголь и красной помады. Молодой брокер Ник Каррауэй снимает обшарпанную халупку в дорогом пригороде, по соседству с домом таинственного богача. Как в сказке о Красавице и Чудовище, каждую неделю этот дом, хозяина которого никто не видел, превращается в сверкающий огнями дворец, куда для безудержных увеселений съезжается весь Нью-Йорк, прямо в разгар сухого закона купаясь в дорогом шампанском. Однажды Ник получает пригласительный на этот праздник и знакомится с Джеем Гэтсби, харизматичным красавцем с темным прошлым, который просит его о маленькой услуге: пригласить к себе на чашку чая кузину Дейзи, красивую замужнюю даму, в которую Гэтсби влюблен много лет.
Великий Гэтсби Лурмана, судя по всему, продолжает модный в последнее время жанр литературных кинооткрыток - после Анны Карениной Джо Райта это уже вторая крупная адаптация запылившегося литературного шедевра в несколько экстравагантной манере.
Экранизируя книгу Фитцджеральда, Лурман доводит свой фирменный стиль до экстремума - фильм выглядит так, будто журнал Vogue взорвался на студии MTV: шампань, фэшн, слоу-моушн, лакшери, селебрити, конфетти, рапида, хип-хоп, Лана дель Рей и другая модная музыка, бренды. Фильм снят для 15-летних школьниц, которым вот-вот зададут Гэтсби на уроке литературы. Здесь есть все, чтобы увлечь их с потрохами: платья Prada, драгоценности Tiffany, заслуженный Человек-паук Тоби Магуайр, клиповый монтаж и даже, прости господи, 3D. Не зря говорят, что в период промо-кампании фильма было продано больше экземпляров романа, чем при жизни писателя.
Несмотря на то, что после просмотра создается ощущение, будто в уши и глаза набились праздничные блестки, нельзя сказать, что Лурман поддался соблазну бездумной роскоши. В его подходе есть резон - он хочет воссоздать отчаянный ритм эпохи, волшебных и расточительных американских 1920-х, этого разнузданного карнавала длиной в десятилетие, который в конце концов завершился похмельем Великой Депрессии. Визг джазовых оркестров, барабанная дробь каблуков черных танцовщиц, стрекот гангстерских томмиганов, выстрелы бутылочных пробок, звон хрустальных люстр на трясущихся потолках подпольных притонов и нервная перекличка клаксонов на мосту Куинсборо - это звукоряд 1920-х в Нью-Йорке, городе, где как раз рождалась Американская Мечта. В сочетании с подобранным рэппером Джей Зи саундтреком из композиций артистов современного альтернативного мейнстрима возникает ощущение этакой хип-хоп-оперы. На костюмы женщин и даже мужчин больно смотреть, а знаменитая сцена с рубашками Гэтсби, которые он в эйфории от близости Дейзи выхватывает из шкафов и подбрасывает в воздух, приобретает эпический размах эпохи высокой культуры потребления. У Лурмана получился фильм-музыкальная шкатулка, в которой хоть и продумана каждая мелочь - от именных запонок до дамских чулок - но рассмотреть и распробовать детали нет никакой возможности, словно запиваешь черную икру кристаллом в скоростном лифте с видом на Манхэттен.
В избытке и взахлеб драма Великого американского мечтателя Гэтсби проходит почти незамеченной. Но, возможно, таким образом Лурман хочет показать современную версию американской сказки, которая по-прежнему живет в Нью-Йорке, городе мечты, который превратился в декорацию для бизнесменов голливудской фабрики грез.