Гари Хьюм: английский юмор или Где событие?
Перед входом в ПинчукАртЦентр ежедневно выстраивается очередь (возможно, это любовь к впечатлениям, а возможно – к сыру, вход свободный). Однажды одну из посетительниц, стоящих в очереди, спросили - «зачем Вы туда идете?», она ответила - «Чтобы было потом, о чем поговорить с друзьями..» Девушка, тем самым, возможно не догадываясь о том, описала ситуацию современного искусства, как повода для дальнейшего разговора. Качество такого разговора совсем прямо зависит от готовности воспринимать неоднозначные сообщения.
В случае с выставкой Гари Хьюма с простым и понятным названием «Красота» простое и понятное восприятие ходит по залам и ищет красоту. И, скорее всего, привычно не находит. Обижается на современное искусство, которое обманывает, раз за разом. Но пока это восприятие ходит ногами и смотрит глазами, знает ли оно, что есть неотъемлемой частью экспозиции? Что все устроено так, чтобы оно в картинах промышленной эмалью на листах алюминия отражалось? Что эта глянцевая краска призвана ничего не сообщать, кроме самого своего присутствия? Что «отражение жизни» и есть одна из главных функций искусства? Что художнику, говорящему - «Никогда не задумываюсь, как и почему я рисую» - не надо бы верить? Почему, спрашивается, части радуги разного цвета размещаются в разных залах? Почему художник ищет правду и красоту в тоске и грусти? («Если я не могу увидеть печаль в картине, тогда я думаю, что она менее правдива» - Гари Хьюм).
Невоспитанное восприятие не умеет формулировать вопрос, но хочет получить все ответы. Не верит, что «дверь с надписью РАЙ появляется только после двери с надписью ВЫХОД». Что ключ от двери с надписью Выход никто не выдаст, и его придется изобрести самому. Что уже давно неизвестно, какое искусство хорошее и что тебе лично должно нравиться. И что очень возможен вариант, когда этот конкретный художник отбирает тебя в качестве своего визави (или не отбирает).
Но.. время от времени ПинчукАртЦентр ставит перед собой задачу восприятие воспитывать. Приглашает воспитателей проводить дискуссии.
Украинский художник Тиберий Сильваши на субботней дискуссии в ПАЦ, посвященной Хьюму, сравнил абстрактную живопись с водопадом. Плоское, прозрачное и все время движется. Работы английского художника тоже стоят и движутся одновременно. Краска принципиально накатана равномерно, никаких оттенков или полутонов. То, что отражается в этой гладкой поверхности и становится, собственно, создателем произведения. Картины – зеркала. В том числе из-за отсутствия рам, они и картинами то не являются, это скорее инсталляция, готовая принять-отразить все, что попадает в ее «поле зрения».
Движение производится зрителем, участвующем в своеобразном перформансе.
Но если зритель уже не зритель, то кто на все это смотрит?
Сильваши, например, считает, что тут не обошлось без английского юмора.
- Что такое "английский юмор"?
- Это когда один очень интеллигентный джентльмен говорит другому весьма уважаемому джентльмену нечто такое, чего не понимают окружающие. Именно это обоих и забавляет.
В случае современного британского искусства, речь идет, похоже, про юмор юмора, так как два уважаемых джентльмена тоже, в свою очередь легко могут стать объектом шутки.
Современное искусство так устроено, что событие может происходить совсем не там, где мы видим его происходящим.
Еще немного английского юмора:
- Сэр, вы получаете в наследство три миллиона долларов, дворец и собаку! - сообщил нотариус.
- Какой породы собака? - поинтересовался наследник.
Вот и я думаю, сколько должен был потратить Пинчук, чтобы привезти Хьюма, сколько людей участвовали в организации выставки и вообще работают в Центре, кто-то должен был подумать о том, чтобы пригласить Тиберия Сильваши, а Афиша– предложить мне вести этот блог – и все это для того, чтобы я встретилась с Тиберием и отдала ему давно обещанную книжку..