Громкие альбомы мая. Часть 2. The National и другие
Dean Blunt ‘The Redeemer’ (Hippos In Tanks)
Больше не прячет за мглистыми слоями свою музыку лондонский продюсер Дин Блант. Предыдущие три года его звуки и конструкции пробивались сквозь тусклую жижу, маловразумительный, но энигматический, мистический аудио-пояс, затуманивавший по-хорошему мозги.
В рамках крутого проекта Hype Williams (совместного с девушкой эстонского происхождения Ингой Коупленд) вялотекущая аналоговая масса, вообще, покрывала все, замазывая сosmic, хип-хоп, даб, дабстеп в неочевидные тени. Сольно Блант немного «отпустил», только все равно его микстейп Narcissist II будто плавал в густом дыму кофешопов.
На свежей пластинке остается эффект «smoky», но больше без тяжелого психоделического клея. Мутный шум не мешает растекаться прекрасным обволакивающим ритм-н-блюз-ноктюрнам, медленному-премедленному мерклому соулу в упоительных оркестровках, отсылающим, теперь уже почти прямо, к работам Айзека Хейза и Джила Скотта-Херона. Особенно, если учесть благородный spoken word (а не рэп-начитку) бархатным и подчеркнуто «черным» голосом Бланта.
Хопа и даба практически нет, а номера упомянутого выше толка разбавляются созерцательными зарисовками – эмбиентными, неоклассическими. Или просто абстрактными акустическими кружевами (однозначно акустика преобладает над электроникой), которые, как и все на этом альбоме, поддерживают общий душевно-меланхоличный настрой.
Громкие альбомы мая. Часть 2. The National и другие
The National ‘Trouble Will Find Me’ (4AD)Несколько лет Мэтт Бернингер и компания находятся в позиции, когда из безоговорочных меломанских фаворитов вот-вот превратятся в стадионных рок-колоссов планетарного калибра. Новый диск мог быть серьезным, возможно, заключительным шагом в данном направлении. То есть, после Boxer (2007, который мы определили одним из «альбомов года» в печатной Афише) и High Violet (2010), казалось, поддать еще немного масштаба, мощи, еще пяток боевиков – и все. Этого не произошло.
Где же удар? Где же сокрушительный, разбивающий фронт? Trouble Will Find Me явно, намеренно их (почти) не воспроизводит. Если не брать фантастическую Graceless, Sea Of Love и, может, еще одну-две песни, то перед нами не пластинка гимнов, эпиков, тех самых боевиков, веских хуков. Спокойствие, ровная поверхность. Вместо густой, насыщенной атмосферы (того же High Violet) – зыбкая текстура, а экспансивные оркестровки и особенно духовые явно в меньшинстве по отношению к деликатным, прозрачным, сдержанным акустическим аранжировкам. Нюансы вместо аренного грома.
Минорное инди-роковое торжество, вдохновенный нуар-пост-панк отдали лидерство «блуждающим» задумчивым сторителлингам (на фолк-блюзовой основе). То есть, традиционный баланс сдвинулся к последним. Также как чаша весов мягкой осенней меланхолии явно перевесила чашу с наглядной драматичностью, патетичным надрывом.
Да-да, практически нигде не захлёстывает волной воодушевления, сиюминутного аффекта. Проще, аскетичнее (пусть тематически Мэтт все туда же - беспокойство, экзистенциальные вопросы, сожаления, отношения…). Но вот в чем фокус. Во-первых, Trouble Will Find Me – все равно стопроцентный The National с идущими рука об руку суровостью и особенной нежностью, романтичностью строгих мужчин. И, кстати, вклад многочисленных гостей альбома, включая St. Vincent, Суфьяна Ситвенса, Шэрон Ван Иттэн, полностью растворяется в привычной «краске» группы. Во-вторых, на чувственном уровне это не слабей. Эмоция, грубо говоря, «тихого бесконечного дождя» бывает глубже действия «смывающего ливня». И не нужно The National никакого выразительного шага к стадионам. Они сами придут к Мэтту Бернингеру. А если нет: еще лучше. Даже – слава Богу.
Громкие альбомы мая. Часть 2. The National и другие
Wampire ‘Curiosity’ (Polyvinyl)Несмотря на то, что группа Wampire существует более десяти лет, первый полноценный альбом Curiosity парни выпустили 14 мая сего года. Они и сами говорят, что не совались за пределы родного Портленда. Нынешней зимой, однако, в блогах проскочило несколько очень классных номеров – прежде всего, обратил на себя внимание кавер на ‘Model’ электро-пионеров Krafrwerk, выполненный на стыке психоделического и гаражного попа.
На Curiosity этой темы нет, но собственные композиции, сработанные в подобном стилистическом духе, ничуть не хуже. У Wampire совсем нет крови: их оборотни - добродушные хиппаны или же глэм-выпендрежники из 70-х. Вернее, подделывающиеся под них современные модники-юмористы. Гаражное гитарное зерно постоянно замывается астральной акварелью партий или просто гудения с аналоговых органов («Мугов» и им подобных). Ритм же свингует и несется вперед. Гармонии и вокалы вовсе иногда клонятся к соул-манере. Еще немного расфокуса в звук, и получается преотличный ретроидный психоделический поп со сноской на полях, как выражается лейбл группы Polyvinyl Records: «Motown встречается с The Strokes» (имеются в виду знаменитый соул-лейбл 60-70-х Motown Records и группа The Strokes).
С такой пластинкой, спродюсировал которую, кстати, басист классных Unknown Mortal Orchestra, ребята точно покинут малые площадки своего города ради больших гастролей.
Владимир Сиваш
Теги: The National, Dean Blunt, Wampire