Лучший фильм года: Сельма, драма о борьбе за права
Начало 60-х. Мартин Лютер Кинг получает Нобелевскую премию мира, но это признание никоим образом не облегчает его «работу» - в США права чернокожих по-прежнему ущемляются, имеют место убийства на почве расизма, в том числе и детей. Чернокожим практически невозможно проголосовать, даже в тех штатах, где их значительно больше, чем белого населения. Встреча Кинга с Президентом Джонсоном не приносит результатов – он не готов заниматься правами чернокожих, и к Кингу относится подчеркнуто пренебрежительно. Кинг инициирует и поддерживает мирные демонстрации, во время которых чернокожие пытаются привлечь внимание общественности к проблеме – эти демонстрации разгоняют жесточайшим образом, вплоть до убийства демонстрантов. Харизма Кинга и гуманистическая составляющая сути того, за что он борется, вселяет веру в чернокожих, и демонстрации проходят снова и снова. В конце концов Кинг и его соратники решают провести мирный марш – стартом марша выбирается город Сельма в штате Алабама, финишем – столица штата, город Монтгомери. Чернокожие бесстрашно выходят на марш, на их пути – мост через реку Алабама, по ту сторону моста их ожидают полицейские с дубинками, и гражданские со всеми возможными видами бытового оружия. Демонстрацию безжалостно разгоняют – только в этот раз под прицелом телекамер. Пока медики помогают пострадавшим, журналисты берут у Кинга интервью, во время которого он говорит, что марш состоится снова, и призывает всех американцев, которым небезразличны права людей в США, присоединиться к нему. На следующий марш из Сельмы в Монтгомери приезжают тысячи людей, всех цветов кожи. В результате этого марша кампания за регистрацию избирателей-негров успешна завершилась, когда была закреплена законодательно президентом Джонсоном.
Драма Авы Дюверней, первой женщины-режиссера, которая удостоилась номинации на Оскар за Лучший фильм, сухо пересказывает исторические события. Беспристрастно и аккуратно показаны отношения Кинга с женой, с его единомышленниками, с его врагами. В этом лаконичном, слегка даже скупом на страсти фильме «цепляет» контраст между интимностью бытовых сцен и достоверностью сцен насилия. Дюверней будто бы подчеркивает, насколько первое имеет место быть, а второе – чудовищно, и не должно быть частью нашей истории. Чудесная работа всего актерского состава, прежде всего исполнителя роли Кинга британского актера Дэвида Ойелоуо, которого таинственным образом обошла номинация на Лучшую мужскую роль.
Продюсерами фильма являются Брэд Питт и Опра Уинфри (она также играет одну из ключевых ролей). Питт, продюсировавший 12 лет рабства Стива Маккуина в прошлом году, взял за него Оскар за Лучший фильм. Это тоже была историческая драма, и тоже о расизме и борьбе чернокожих за место под солнцем, В этом году «детище» Питта фигурирует в той же номинации, но Оскар не возьмет. Сельму от 12 лет рабства отличает, на самом деле, все – из нас не выжимают слезу, не гипнотизируют нас госпелами, и даже о сочувствии не просят. Именно поэтому Сельма – наверное, самый гуманный фильм года, после просмотра которого оседает лишь желание, чтобы подобное никогда больше не повторялось. Чтобы ты мог чувствовать себя достойно, даже если тебе приходится выйти на демонстрацию и заявить о своей позиции.
Теги: Оскар номинанты, Оскар 2015, oscar2015, Сельма, Selma, фильмы о расизме