Окраина: про Восток, бедность и запах смерти
В Москве (как и в Киеве, и в других городах Восточной Европы) есть много таких мест, но одно из них, как по мне, является исключительным в своей смрадности. Если Вас занесло на станцию метро Комсомольская, будьте готовы бежать спринт, не пользуясь дыханием. Почему человеку настолько отвратителен запах, исходящий от давно немытого тела? Может, потому, что этот запах напоминает о смерти? Впрочем, и вид этих людей намекает на то же.
Мирон Цовнир, немецкий фотограф и кинорежиссер, избрал темой своих работ «жизнь на краю» жизни. Он останавливается именно там, откуда другие бегут, не дыша и отворачиваясь. С помощью своей камеры он утверждает красоту и достоинство человека там, где другие видят лишь грязь, болезнь и уродство.
Окраина: про Восток, бедность и запах смерти
Цовнир – человек-легенда, «поэт радикальной фотографии» - преподает в Берлинской Академии кино и телевидения, его работы представлены в известнейших галереях, при этом его снимки неоднократно подвергались цензуре. Его обычно просят выбрать для выставок наименее отвратительные из фотографий. Мирон говорит, что он «одиночка, аутсайдер. .. сам выбрал этот путь.. и все ОК», однако «всегда по всему миру находятся смельчаки – такие же», как он, «бойцы-одиночки» – которые его выставляют и печатают его фото в журналах.
Окраина: про Восток, бедность и запах смерти
"Что обычно показывают? Показывают богатых, сытых, красивых людей. Это позитивный аспект жизни. Однако, кто угодно, кто фокусируется на другой его стороне – в меньшинстве. Пусть даже я снимаю очень бедных людей, каким бы отчаянным не было это фото, я все равно оставляю им рамки достоинства. Бедность не должна всегда быть уродливой, даже если она кажется такой" (М. Ц.)
Проект Окраина - документация крайностей жизни восточноевропейских городов: Киева, Москвы, Варшавы и Лодзи (начиная с 90-х и до сейчас). Личность вне социума, в каком-то смысле – вне «человеческого», страх, девиация – темы работ, представленных на выставке. Интерес фотографа к темной стороне жизни обусловлен не политическим высказыванием, но сочувствием к такому состоянию и пониманием необходимости сделать его видимым. Что невозможно осуществить без трансляции собственной субъективности, собственной слабости и собственных эмоций…
Окраина: про Восток, бедность и запах смерти
Масс-медиа, если и склонны представлять этих людей, то исключительно в чем-то типа криминальных хроник, со снисходительной или презрительной интонацией, навязывая зрителю устойчивую железобетонную схему неприятия и отторжения, отбрасывая «маргинальное» подальше от «общества» и поближе к помойке.
Но никто не вправе назвать другого человека «бедным» или «маргиналом», так как это называние возможно лишь с позиции власти, с позиции «более высокого». А что если это не бомж, а будистский отшельник, ищущий истину? Даже если он сам об этом не подозревает..
Окраина: про Восток, бедность и запах смерти
На днях на одесском Привозе я простояла некоторое время, наблюдая за грязным и плохо одетым человеком. Он подошел ко мне и сказал: «Извините, но Вы на меня смотрите, как будто фотографируете… А сигарета у Вас есть?»
Дав ему сигарету, ощутимо сбитая с толку, я ушла.
Выставка работает до 27 июля в Центре визуальной культуры (в кинотеатре Жовтень)
Окраина: про Восток, бедность и запах смерти
А в кафе кинотеатра работает телевизор, как будто чтобы напомнить: темная сторона жизни, возможно, совсем не та, которая выглядит темной…
Фото Ольга Комисар