Свежие альбомы: две стороны актуального этно-попа
Насущные пластинки дочки эмигрантов из Южной Азии M.I.A. и уроженки Южной Америки Хуаны Молины.
M.I.A. ‘Matangi’ (Interscope)
До предела пестрый нагруженный, а местами и перегруженный звуками, битами долгожданный четвертый лонгплей дерзновенной британки шриланкийского происхождения M.I.A. Не столь агрессивный и пулеметный, если сравнивать с предыдущим номерным диском Maya (2010). Но и не столь «бодро-веселенький», как можно было предположить по затравочным фрагментам. Ведь час шрапнели рваных ритмов, писклявых гудков, впивающихся читок, едких рейв-синтов, сэмплоделики в плоскости трайбл-хопа могут сжечь всю вашу энергию. Потом заправить баки заново.
Другое дело, что сей колорит/угар уже воспринимается в качестве мэйнстрима. Центральный проход рынка специй, освещенный для толп всякого люда - приезжего, в первую очередь. Пыли, поту, жестким лицам задворок сюда дороги нет.
Грайм, бангра, дансхолл, кранк (даже трэп, ох), world-music-круговерть с уклоном в тамильскую экспрессию и многое другое – здесь не грубый гетто-мнимализм, не режущие сердитые провокации, не альтернатива, а фонтанирующая красками звонкая экзотика, нанизанная на разнокалиберные стрит-сбивки.
Juana Molina ‘Wed 21’ (Crammed Discs)
Бывшая аргентинская телеведущая, более пятнадцати лет назад переквалифицировавшаяся в самобытного сингера-сонграйтера (не без помощи феноменального кинокомпозитора Густаво Сантаолалья, спродюсировавшего ее первый лонгплей Rara, 1996).
Причем раньше были цветочки. Хуана ассоциировалась с изобретательным, хитрым по текстуре, но, по сути, ласковым тихоходным фолк-попом преимущественно акустической выделки, умиротворенного или отрешенно-меланхоличного настроя (таким был, например, прорывной для европейской публики диск Son 2006-го). Шестой альбом Wed 21 – прогресс, смена декораций и посыла, нырок в синтетику.
На повторяющиеся электронные лупы накладывается глухая шаманская перкуссия. Это основа гипнотических дорожек – этноделический ритуал и смутные аллюзии на краут. Одновременно. Где-то между витками ротора вплетается гитара из сектора бразильской тропикалии, паутина field recordings, препарированный южноамериканский гомон-перезвон, шумовые эффекты. Хуана мантрическими напевами на испанском довершает картину трансогенного электро-фолка. Крайне любопытного.
Владимир Сиваш